Москвичи жалуются на плохой воздух и вырубку деревьев — за три года в столице было уничтожено 5,5 тыс. га зеленых насаждений. Пострадали парки, скверы и городские леса.
Площадь застроенных земель в Москве увеличилась на 8 тыс. га — такие данные со ссылкой на Мосстат приводит российский Гринпис. Экоактивисты называют несколько примеров:
- сентябрь 2020 года — началась вырубка парка на улице Ивана Франко, в нем росли 300-летние дубы;
- декабрь 2020 года — вырублен исторический яблоневый сад на Кутузовском проспекте;
- март 2021 года — для строительства дублера МКАД Солнцево — Бутово — Видное вырублено более 40 тыс. деревьев в Ульяновском лесопарке.
Ульяновский лесопарк до присоединения к Москве новых территорий входил в Лесопарковый защитный пояс столицы. В 2012 году его перевели из лесного фонда в зеленый фонд Москвы в статусе особо охраняемой зеленой территории (ООЗТ).
- Читайте также: «Задыхаемся!» - жители Некрасовки просят помощи
Деятельность, не связанная с сохранением и изучением природы, на таких территориях запрещена, что не помешало спроектировать здесь дорогу.
В Ульяновском лесопарке обитают 76 краснокнижных видов животных и растений, однако в проектной документации на строительство трассы это не учтено. Как выяснили защитники леса, эта документация была составлена с нарушением — до получения результатов инженерных изысканий.
Позже флора и фауна, защищенные Красной книгой, все-таки были обнаружены, но проект дублера МКАД не был пересмотрен. Лес рубили под охраной полиции — защищали лесорубов от негодующих москвичей.
Закон о защите зеленых насаждений города Москвы предусматривает компенсационное озеленение — «воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных». В проекте дублера МКАД компенсация тоже предусмотрена: в зоне стройки планируется высадить 1,5 тыс. деревьев, еще 20 тыс. деревьев — в Троицком округе, в стороне от вырубки.
- Читайте также: Экологический рейтинг районов Москвы (Карта!)
Между тем в законе говорится, что компенсационное озеленение должно производиться на том же участке земли, где были уничтожены зеленые насаждения, или на другом участке, но в том же административном округе.
Впрочем, закон предусматривает не только высадку деревьев взамен вырубленных, но и денежную компенсацию. Более того — статья 14 позволяет не компенсировать вред, если он был причинен в результате санитарной рубки или природных катаклизмов (ураганов, землетрясений и пр.).
Осенью комиссия по экологической политике Мосгордумы рекомендовала рассмотреть ряд поправок в закон о защите зеленых насаждений. Депутаты предложили признать статью 14 утратившей силу и разобраться с компенсацией вырубки деревьев и кустарников.
В частности, предлагается свести к минимуму возможность денежной компенсации, установив натуральную форму компенсационного озеленения главенствующей. Также комиссия обратила внимание на норму, позволяющую производить компенсационное озеленение в пределах административного округа.
По этой норме посадить новые деревья можно в другом районе, не граничащим с тем, в котором была проведена вырубка. Депутаты предложили проводить компенсационное озеленение в том же районе, где были уничтожены деревья, — для сохранения экологического баланса.
С этой поправкой не согласились в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, сообщив, что посадка деревьев и кустарников осуществляется при заключении ГБУ «Мосгоргеотрест» о наличии инженерных коммуникаций (в том числе проектируемых). В столице действует приоритет технических норм, высадить новые деревья возможно далеко не везде.
Ставить вопрос о вырубке особо охраняемых территорий комиссия не стала. Между тем в бюджет Москвы на 2022-2024 гг. заложены огромные расходы на благоустройство лесопарков, фактически это означает превращение зеленых массивов в «объекты инфраструктуры». Новостройкам требуются детские и спортивные площадки и другие «функциональные зоны», дороги тоже нужно строить — для всего этого нужно место. Например, в лесопарке. Почему нет?..