Доклад ЦБ о регулировании криптовалют в России вызвал громкий резонанс и породил дискуссию, участие в которой принимают не только профильные ведомства. В споре о правилах регулирования криптовалют регуляторы могут достичь компромисса по отдельным вопросам, таким как майнинг или операции со стейблкоинами, но окончательное решение о путях развития российского крипторынка, похоже, останется за президентом, считает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов
Банк России опубликовал доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры», который содержит в том числе предложения по регулированию криптовалют. Позицию ЦБ многие восприняли как предложение полного запрета криптовалют — неудивительно, что она была холодно встречена представителями крипторынка и отраслевыми экспертами.
Вскоре стало известно о разработке Минфином альтернативного подхода, предполагающего не полный запрет криптовалют, а новые требования к идентификации участников крипторынка. В конце концов доклад ЦБ и жесткая реакция на него получили такой резонанс, что в дискуссию вмешался и президент России Владимир Путин — не занимая чью-либо сторону, он призвал Банк России и Минфин договориться и прийти к единому мнению.
Ограничения для крипторынка
Но действительно ли Банк России предложил запретить криптовалюту? Из доклада этот вывод не следует. Первое предложение ЦБ заключается в введении ответственности за использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые российскими резидентами. Но такой запрет уже содержится в федеральном законе о цифровых финансовых активах. Новое здесь — лишь в установлении ответственности (уголовной или административной, пока неясно) за нарушение этого запрета.
При этом о полном запрете речи не идет. Остается законным хранение криптовалют в качестве средства инвестирования, а также допускается купля-продажа криптовалют за привычные для нас фиатные валюты или иные криптоактивы, так как они не подпадают под понятие товаров, работ или услуг. Тем самым Банк России лишь продолжает уже ранее принятую и одобренную как законодателем, так и профильными ведомствами линию.
Второе предложение уже обладает некоторой новизной. Предлагается ввести запрет на выпуск, организацию выпуска, обращение и обмен криптовалюты (в том числе и криптобиржами) на территории России и установление ответственности за нарушение данного запрета. Такой нормы в действующем законодательстве пока нет.
Важно, что сфера этого предложения ЦБ ограничивается российской территорией. Действующий закон о цифровых финансовых активах под этим понимает использование объектов российской информационной инфраструктуры, то есть доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, информационных систем и оборудования, размещенных в России. Под это требование подпадут далеко не все криптовалютные проекты, подавляющая доля которых использует зарубежную инфраструктуру. Сохраняется и возможность торговать через иностранные криптобиржи.
Третье предложение Центробанка — ввести запрет для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты. Но на практике криптовалютные проекты в России и так едва ли непосредственно взаимодействуют с финансовыми организациями. При этом из текста доклада никак не следует, что планируется запретить, например, осуществлять денежные переводы третьим лицам в уплату за криптовалюту. В таких операциях финансовые организации не принимают непосредственного участия, а выступают лишь проводниками.
Пожалуй, наибольшее возмущение вызвала идея Банка России ввести в России запрет на майнинг криптовалют. Вероятно, именно в этой части можно ожидать определенных компромиссов между регуляторами и участниками рынка. Но даже полный запрет майнинга не стал бы концом света для российского рынка криптоактивов: не все криптовалютные проекты предполагают использование майнинга как механизма достижения консенсуса участников сети.