Доставка (и продажа) таксистами алкоголя уходит корнями в далёкое прошлое и заслуживает, пожалуй, отдельного упоминания.
Ещё в советские времена каждый знал, что купить в ночное время водку можно у таксистов (пусть и в два раза дороже, чем в магазине).
Сегодня страждущие (звоня в такси) обычно заказывают алкоголь по цене магазина, доплачивая, как правило, только стоимость доставки.
Спрос рождает предложение: существуют таксисты, которые имеют целый минибар в багажнике своего авто – у них завсегда найдётся коньяк или водка, виски или шампанское: не всегда, правда, хорошего качества, зато качество этикеток гарантировано!
В Горном Алтае, например, таксисты приторговывают «палёнкой» из Казахстана. Когда-то и я всегда имел при себе пару-тройку бутылок недорогой «казашки», а если она вдруг кончалась, то запасы в любое время суток можно было пополнить на адресе оптовика, который заверял всех в добротности продукции:
- Да, тот же самый коньяк! – говорил он, к примеру, про «Хеннесси». – Только в магазине он стоит восемь тысяч рублей, а у меня всего три.
Веря на слово, я покупал у него водку по сто, а продавал по двести, пока несколько порядочно выглядевших клиентов не отказались брать у меня «казашку»:
- Да, ты что? Это же палёнка! Сам-то станешь такую пить?
- Я вообще не пью… - отвечал я, но водку с той поры стал покупать на распродажах в супермаркетах.
И тут нарисовалась другая проблема – через эффектно выглядящие пробки (на не самых дешёвых бутылках) просачивались: и спиртосодержащая жидкость, и её запах.
И тогда я решил перестать возить с собой алкоголь, продолжая однако доставлять горячительные напитки заказывающим.
Но и тут возникали проблемы на ровном месте.
Вот однажды туристы из Барнаула, откупившие для времяпрепровождения одну из турбаз на берегу Катуни, заказали привезти им несколько бутылок водки и несколько банок пива. И я поехал в круглосуточный магазинчик.
С некоторых пор продажа алкоголя в Республике Алтай разрешена лишь с десяти утра до одиннадцати вечера, однако при этом для кафе и ресторанов это ограничение не действует.
Что же сделали наиболее предприимчивые предприниматели? Они поставили в своих магазинчиках по столу с парой стульев и формально переименовались в кафе.
Однако «строгие» требования контролирующих органов заключаются в том, чтобы алкогольная продукция выдавалась в таких местах только в «открытом» виде.
И так, я оплатил три дорогих водки и шесть банок пива, и продавщица принялась настаивать на их открытии.
- Солидные же денежные люди заказали, - объяснял я. – Ну, как им можно привезти вскрытые бутылки?
- Такие правила! – она взялась крутить у бутылок набалдашники, но «непроливашки» ей не поддавались.
Она вздохнула (а я тем временем спрятал стеклянную тару в пакет):
- Ну, тогда откроем банки!
- Вы серьёзно? - удивился я. – Как же я их повезу? Двадцать-то километров?
- Это не моё дело. Довезёте как-нибудь.
- Оно же выдохнется!?
И пока продавщица задумалась над этой проблемой, я сложил в пакет и жестянки…
Можно подумать, что доставка алкоголя днём (в разрешенное для продажи время) не грозит никакими осложнениями.
Увы, увы, это не так.
Раз взял заказ - доставка алкоголя: всего-то в километре от меня...
Заехал в магазин, созвонился с клиентом, купил водку и пиво. Доехал до адреса, позвонил, что можно выходить.
Пять минут. Никого! Звоню.
- Вы где?
- А вы где?
Ну, и выясняется, что диспетчер адрес попутала.
Бывает, когда, тыкая в компьютере на название улицы из выпадающего списка, рука дрогнет, и вместо нужной улицы в заказе прописывается похожая по названию.
И тут понятная ситуация - улицы на ту же букву, но только по удаленности друг от друга географически они совсем не рядом! В объезд километров пять-шесть-семь, напрямую - два-три, но по горам, и ещё вопрос- расчищена ли там зимой дорога? Но, чтобы не просела рентабельность, еду напрямую. Попутно звоню диспетчеру, и высказываю недовольство получившимся разбросом адресов.
- Понятно, - отвечает девушка, и... снимает меня с заказа.
Одновременно заказ с правильным адресом появляется в программе и назначается какой-то ближайшей машине.
А я остаюсь с приобретенными на свои деньги алкогольными продуктами.
Телефон клиента доступен таксистам только через программу агрегатора (во избежание несанкционированных товаро- и услуго-денежных отношений), а попытки связаться через диспетчеров не увенчались успехом («программа не позволяет»).
В моих мемуарах неприятным воспоминанием вписан давнишний случай доставки пива какой-то пьяной женщине в новогоднюю ночь, когда я объяснял ей, что все пивнушки закрыты, а она в ответ назвала адрес заведения, откуда ей уже привозили пенный напиток.
Доехав туда, я обнаружил, что ценник у новогоднего пива тройной, но женщина подтвердила по телефону готовность его выкупить. А уже через пятнадцать минут, привезя к означенному дому три литра пива, я не смог до неё дозвониться.
Один таксист рассказывал, как доставил дорогой коньяк клиенту, а у того не оказалось денег – типа «завтра отдам». Таксист говорил, что послал заказчика подальше и поехал домой дегустировать напиток, употребление которого при любом ином раскладе никогда бы не смог себе позволить.
А что делать мне, непьющему?
То пиво, вставшее мне «в копеечку», я через пару дней выбросил... И вот опять. Опять остался – на этот раз с пивом и водкой…
Хорошо ещё, что я помнил адрес.
Доехал до мужиков, ожидавших на улице:
- Вы заказывали?
- Мы.
Товар – деньги. Поменялись.
Но с того случая за доставки алкоголя уже не берусь.