Найти тему

31 января 1943 года! Как немецкий фельдмаршал Паулюс попал в плен

Оглавление

31 января 1943 года в Сталинграде был взят в плен Фридрих Паулюс. За день до этого ему было присвоено звание фельдмаршала. 

Изможденный, бледный и истощенный, командующий 6-й армией вермахта казался советскому военачальнику затравленным зверем.

В ночь на 31 января 1943 года части 38-й мотострелковой бригады 64-й армии прорвались к зданию универмага в центре Сталинграда, блокировав его со всех сторон.

-2

По словам пленных немцев, именно здесь располагался штаб 6-й армии Фридриха Паулюса. Близилась к финалу советская операция «Кольцо» по разгрому окруженной в городе группировки противника…

«Звериное логово»

-3

После того как около шести часов утра советские войска открыли по зданию интенсивный огонь из пулеметов и минометов, стрельба с немецкой стороны прекратилась. На первом и втором этажах появились белые флаги. Противник хотел начать переговоры.

По приказу комбрига полковника Ивана Бурмакова группа переговорщиков во главе со старшим лейтенантом Федором Ильченко направилась к зданию универмага. Немецкий офицер, встретивший советских солдат, сказал им через переводчика: «Наш главнокомандующий хочет поговорить с вашим главнокомандующим». На это Ильченко возразил: «Ну, у нашего главнокомандующего много других дел. Его нет здесь. Придется поговорить со мной».

-4

Игнорируя вялую просьбу немецкого офицера сдать оружие, советские переговорщики начали спускаться в подвал, где располагался штаб Фридриха Паулюса. «Подвал был буквально забит солдатами — их здесь были сотни. Хуже трамвая! Все они были немытыми и голодными, и от них жутко воняло! Все они выглядели ужасно испуганными. Они сгрудились здесь, чтобы спрятаться от минометного огня», — вспоминал старший лейтенант. Услышав звуки выстрелов, Ильченко схватился за кобуру, но это оказались только выстрелы самоубийц.

Участников переговоров встретили командир 71-й пехотной дивизии вермахта генерал-майор Фридрих Роске и начальник штаба 6-й армии генерал Артур Шмидт. Они привели советских солдат в комнату Паулюса. «Фельдмаршал лежал на железной кровати без мундира, в одной рубахе, — вспоминал Ильченко. «На столе горел огарок, освещая аккордеон, лежавший на диване. Паулюс не поздоровался с нами, но сел. Он имел вид больного и физически истощенного человека, а лицо его дергалось в нервном тике».

Переговоры

-5

Постепенно в универмаг стали прибывать представители высшего командования Красной Армии. Через несколько часов в сопровождении нескольких полковников и подполковников в подвал спустился начальник штаба 64-й армии генерал-майор Иван Ласкин. Пытаясь всячески дистанцироваться от капитуляции, Паулюс делегировал право ведения переговоров Роске и Шмидту.

Пока фельдмаршал «прибирался» в соседней комнате, советские переговорщики предъявили его генералам ультиматум: окруженная группировка должна немедленно прекратить всякое сопротивление, сложить оружие и организованно сдаться советским войскам.

Устав ждать, пока наконец появится сам Фридрих Паулюс, советские командиры зашли в его комнату. Немецкий командующий, по воспоминаниям Ласкина, приветствовал членов делегации фразой на ломаном русском языке: «Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается в плен Красной Армии». Он извинился, что, поскольку новое звание ему было присвоено только 30 января, новая форма его не была готова, и он был вынужден явиться в форме генерал-полковника. - Да и вообще, мой новый мундир мне теперь вряд ли пригодится, - с кривой усмешкой добавил командир.

На тот момент 6-я армия в Сталинграде была рассечена на две изолированные друг от друга группировки. В результате переговоров южный котел немецких войск, которым командовал генерал Роске, должен был капитулировать. В то же время Паулюс отказался отдать приказ о сдаче северного котла на том основании, что с 30 января его командующий генерал-полковник Карл Штрекер подчинялся непосредственно Гитлеру.

Бесславный конец

-6

В центре Сталинграда еще шли уличные бои, когда немецкие офицеры в сопровождении советских командиров выехали на машинах, чтобы приказать своим частям прекратить огонь.

После того, как все формальности были улажены, когда фельдмаршал получил гарантии личной безопасности, его вывели из подвала вместе с его штабными офицерами. Территория вокруг универмага к тому времени перешла под полный контроль советской пехоты, а солдаты вермахта расчищали заминированные участки.

-7

«Советские и немецкие солдаты, которые всего несколько часов назад стреляли друг в друга, спокойно стояли рядом друг с другом во дворе с автоматами в руках или на плече. Но как поразительно отличался их внешний вид!» вспоминал Вильгельм Адам, адъютант командующего 6-й армией. «Немецкие солдаты — оборванные, в тонких шинелях поверх ветхих мундиров, худые, как скелеты, — представляли собой исхудавшие фигуры, измученные до полусмерти, с впалыми, небритыми чертами. Красноармейцы были сыты, полны сил и одеты в красивую зимнюю форму… Меня глубоко тронуло другое. Наших солдат не то что не били, не то что расстреливали. Среди развалин своего города, разрушенного немцами, советские солдаты доставали из кармана кусок хлеба, сигареты или табак и предлагали усталым, полуголодным немецким солдатам».

-8

Сержант Петр Алхутов присутствовал при взятии немецкого командира в плен: «Паулюс был осунувшимся и явно больным. Он старался вести себя подобающим образом, но в его состоянии это было для него трудно. В то морозное утро в Сталинграде до всех бойцов Красной Армии и подавляющего большинства немецких солдат дошло, что это было для них началом конца и началом нашей Победы».

Фельдмаршала ждала машина до соседнего села Бекетовка, где располагался штаб 64-й армии. Там его допрашивали командующий армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов и командующий Донским фронтом генерал-лейтенант Константин Рокоссовский. Впереди у Фридриха Паулюса были советские лагеря, работа в антифашистском Национальном комитете за свободную Германию и жизнь в ГДР на то короткое время, что ему оставалось…

На пути к штабу машина настигла колонны пленных немцев, плетущихся по дороге. Немытые, с нечесаными бородами, в комичных импровизированных снегоступах, закутанные в полотенца и женские платки.

Ласкин дал водителю знак снизить скорость, чтобы немецкий командир мог внимательно наблюдать за ними. — Это ужасно… — мрачно произнес Паулюс.

Позорная капитуляция, страшная судьба солдат. И до сих пор 6-я армия считалась лучшей действующей армией вермахта…

Плен

-9

Весну 1943 года Паулюс встретил в Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале. Здесь он пробыл полгода. После революции в монастыре размещались воинские части, был концлагерь, во время войны – лагерь для военнопленных. Фельдмаршал жил в монашеской келье. Его бдительно охраняли. Для советского командования он был пленником номер один. Уже тогда было очевидно, что Паулюса хотят разыграть в большой политической игре. Решение об отказе от нацистских идей начало зреть у Паулюса после покушения на Гитлера. С участниками заговора жестоко расправились, среди них были и друзья фельдмаршала. Огромным достижением советской разведки стала операция по доставке Паулюсу письма от жены. В Германии были уверены в смерти фельдмаршала. Состоялись даже символические похороны Паулюса, на которых Гитлер лично возложил на пустой гроб не врученный экс-командующему фельдмаршальский жезл с бриллиантами.

-10

Письмо от жены стало последней каплей, приведшей Паулюса к очень непростому решению. 8 августа 1944 года он выступил по радио, вещающему на Германию, с призывом к немецкому народу отречься от фюрера и спасти страну, для чего необходимо немедленно прекратить войну.

С 1946 года Паулюс жил на даче в Томилине под Москвой как «личный гость» Сталина Паулюс выступал одним из главных свидетелей обвинения на Нюрнбергском процессе. Когда в зал в качестве свидетеля вошел Паулюс, сидевших на скамье подсудимых Кейтеля, Йодля и Геринга пришлось успокаивать. Как говорится, ничто не забыт, ничто не забыто: Паулюс был одним из тех, кто принимал непосредственное участие в разработке плана "Барбаросса". Откровенное предательство Паулюса не могли простить даже бесчеловечные нацистские преступники.

-11

23 октября 1953 года, после смерти Сталина, Паулюс покинул Москву. Перед отъездом он сделал заявление: «Я пришёл к вам как враг, но покидаю как друг». Фельдмаршал поселился в дрезденском пригороде Оберлошвиц. Ему предоставили виллу, обслугу и охрану, автомобиль. С ноября 1956 года Паулюс не выходил из дома, врачи ему поставили диагноз «склероз голов­ного мозга», у фельдмаршала парализовало левую половину тела. 1 февраля 1957 года он скончался.

Ровно 14 лет продолжался "конец" немецкого фельдмаршала. С 31 января 1943 по 1 февраля 1957.