Автор: Hoomkeen
Ещё во времена император Льва в столицу Византии из захолустного местечка Бедерианы, с территории современной Сербии, пешком прибыли три крестьянина, желающие сменить беспросветную бедность на карьеру в армии. Всё их хозяйство состояло из овечьих шуб, в которые они были одеты, и второсортного, перевыпеченого из сухарей, хлеба. Один из этих крестьян, принятых в солдаты, был Юстин. За свой рост и красоту он был сразу приписан к дворцовой страже и многие годы продвигался вверх по карьерной лестнице неподалеку от императора.
В царствование Анастасия Юстину довелось повоевать, он участвовал в подавлении мятежа исавров под командованием Иоанна по прозвищу "Кирт" (горбатый). За некие провинности его арестовали и собирались казнить, но потом помиловали. Шло время, и бывший бедняк достиг большого влияния - он стал начальником дворцовой стражи.
За долгое, двадцатисемилетнее правление Анастасия его страна значительно окрепла и усилилась. Армия была сыта и одета, власть разобралась с налогами и стала получать значительные деньги, которые тратились на строительство укреплений и другие государственные расходы. При Анастасии построили большую сорокапятикилометровую стену, т.н. "Длинная стена", которой перегородили от моря до моря дальние подступы к столице. Теперь врагов со стороны Европы можно было сдерживать на расстоянии 60 км. (сразу скажем, не помогло - в будущем все армии вторжения проникали за стену без проблем). На востоке строились приграничные крепости для охраны границ от набирающих при шахиншахе Каваде силы Сасанидов.
Ближе к концу правления Анастасия вспыхнула старая проблема с религиозным расколом между Римом - территория римского патриархата, рассорившегося с Константинополем, включала в себя Грецию и Иллирию - т.е. на землях которые управлялись империей в открытую анафемствовали столичного патриарха. Конфликт долго сдерживали, но всё же он перерос в горячую стадию - в 514 году комит Виталиан, убежденный сторонник хакидонитов, поднял восстание и осадил Константинополь, даже блокировав столицу с моря. В армии Виталиана было много федератов, среди которых, кроме "гуннов" - болгар присутствовали и "геты", в которых современные историки видят славян.
Несколько лет то подступая к столице, то получая желаемое и уходя, Виталиан требовал окончания религиозного раскола в суде у Папы Римского. Наконец, именно Юстин, сам уроженец тех земель, где полыхало восстание, смог отбить третью по счету осаду. Флот из сотен славянских лодочек сожгли "греческим огнем", после чего сухопутная армия беспорядочно отступила, потеряв организацию и многих командующих. Виталин укрылся в бунтующих провинциях.
Понимая все неудобства схизмы, раскалывающей империю на две части, Анастасий начал переговоры с папой римским Гормиздом. Тот выкатил свой вариант мирного договора - знаменитую формулу Гормизда Libellus Hormisdae, которая фактически предлагала Константинополю сдаваться и признавать Рим самым главным и единственным истинным оплотом веры во всем мире. Никто на это, конечно, не подписал.
Летом 518 года император Анастасий умер. Ночью. В грозу. Хотя старику было уже восемьдесят лет, он так и не назвал наследника, и не оставил никаких указаний на случай своей смерти. Весть быстро распространилась по дворцу, и на следующее утро все высшие чины империи (и их сторониики) собрались на Ипподроме, чтобы решить, что делать дальше. Обсуждались и выдвигались кандидаты на престол, участники аплодировали претенденту, и решение принималось по шуму толпы и силе аплодисментов. Это называлось аккламация. Присутствовали три племянника Анастасия, недавно назначеный патриарх Константинополя Иоа́нн II Каппадоки́ец, Юстин со своей стражей, и многие многие другие. Как обычно на ипподроме царили партии игроков - две самые главные были синие и зеленые. Зеленые склонялись к монофизитам, синие к халкидонянам.
Одного за другим всяких офицеров и чиновников пытались провозгласить императором, но каждый раз гул поддержки тонул в реве неодобрения. Юстину предлагали деньги за помощь в выдвижении одного из кандидатов, но он отказался. Пробовали выдвинуть и Юстина, но он отказался и от этого. Каждый из кандидатов в императоры вызывал недовольство фракций болельщиков на скачках - синие были против кандидатов зеленых, и наоборот.
Наконец, теряя терпение, сенаторы согласились на единого кандидата - старого и безграмотного Юстина. Поддерживаемый армией, уже глубокий старик (ему было 78 лет), Юстин согласился, впрочем в пылу споров кто-то недовольный таким поворотом успел разбить ему губу. Тут же на Ипподроме он был назначен императором и благословлен патриархом.
Юстин I был совершенно необразованный и безграмотный. Всеми его делами управлял некто Прокл - человек честный и неподкупный, а для самого императора изготовили деревянную табличку, которую он прикладывал к бумаге и шкрябал пером по прорезям. Таким образом он мог написать "я прочёл". Уроженец западной части империи, где было сильно халкидонство, Юстин решил восстановить мир с Римом и признал Халкидонский собор, отказавшись от энотикона. По приказу императора Иоанн II подписал формулу Гормизда и, таким образом, полностью сменил религиозную политику в империи.
Формула Гормизда это величайшая победа Рима, навсегда вбившая клин между западной и восточной церковью. Подписываясь под ним, Константинополь не просто восстанавливал решения Халкидонского собора - он анафемствовал всё восточные патриархии. Документ устанавливает ересиологическую последовательность от Евтихия и Диоскора с последующими патриархами Константинополя, Александрии и Антиохии. (то есть обвиняет три патриархии в последовательной приверженности ересям) В документе подчеркивается нестойкость Константинополя в вопросах веры, таким образом оставляя только одну чистую патриархию - Рим. Документ анафемствует восточных патриархов - "убийц" Тимофея Элура и Петра Монга. Кроме того формула требовала выполнения всех требований, которые содержались ранее в посланиях папы Льва.
Юстин очень хотел заключения религиозного мира, потому что к западу от столицы пылало восстание. Но либеллус, который заставляли подписывать по всей империи, вызвал яростное отторжение на востоке - фактически, священники из Сирии и Египта должны были подписать анафему на самих себя. Множество священников на востоке объединились в борьбе против новых правил, и, после бесчисленных страданий и изгнаний, сформировали собственную Сирийскую православную церковь, первым патриархом которой стал Иа́ков Бараде́й.
Как в дальнейшем проходило правление Юстина, мы узнаем в продолжении..