Найти в Дзене

Как Карп Лыков относился к тому, что о них узнал весь мир

Тема Лыковых всегда вызывает много споров: одни читатели, как и я, считают, что Агафью Лыкову нужно поддерживать и из-за уникальности ее опыта жизни в тайге, и из милосердия, и еще из-за ряда причин, о которых я уже писала раньше. Другие же считают, что староверка просто пользуется помощью большого мира без зазрения совести, ничего не давая ему взамен. Мне кажется, тема эта "вечная", поэтому сегодня я предлагаю поговорить о другом вопросе: а как относились сами Лыковы к вопросу своей известности.

Когда-то давно, когда Василий Михайлович Песков начал публикацию своих очерков о староверах из глухого таежного тупика, он рассказывал о Карпу Осиповичу и Агафье Карповне о том, как они популярны и сколько людей по всей стране читают его статьи о них. И как-то само собой (по крайней мере у меня точно) сложилось мнение, что Лыковы были совсем не против своей известности, что представители "внешнего мира" помогают им. Напомню: не так давно мне в руки попала книга хакасской писательницы Валентины Татаровой, участвовавшей в одной из экспедиций Льва Черепанова на заимку. В свой книге Татарова приводит слова Карпа Осиповича, отвечающие на этот вопрос.

По словам старовера уже тот факт, что на Каире появилось много людей и палаток (я так понимаю, что он говорил о геологах, оборудовавших на Каире свою базу) не очень нравился старику Лыкову. Он объяснял свое недовольство тем, что в тайге стало "беспокойно" (видимо, это означало "многолюдно"). С другой стороны он понимал, что он не вечен, и после его ухода Агафья останется совсем одна. Именно Карпу Осиповичу принадлежала идея о помощнике, правда он, как мне кажется, надеялся на человека, согласившегося бы остаться жить на заимке и за которого Агафья вышла бы замуж. (Как получилось с Тропиным, постоянные читатели моего канала уже знают, а для тех, кто присоединился к каналу не так давно, я дам ссылку в конце этого рассказа)

Еринат. Фото из открытых источников
Еринат. Фото из открытых источников

Что касается их известности во внешнем мире, то мнение старика Лыкова было неоднозначным. На прямой вопрос, плохо ли то, что о них написали в газетах, Карп Осипович однозначно сказал, что это хорошо и объяснил, что до этого они считали, что никаких родственников у них больше не осталось и они молились за упокой всей родни. А после публикаций, зная, что в Килинске у них есть родня (Анисим и другие), они очень рады. И это случилось благодаря публикациям.

Но у этого вопроса есть и другая сторона: незваные гости и подарки. (да, да, подаркам Карп Осипович тоже был не очень рад. Но не стоит сразу упрекать его в неблагодарности: напомню, что им присылали много всего, и далеко не все из присылаемого староверам было "можно". Кстати к вопросу об этих "можно" и "не можно" я планирую вернуться в одной из ближайших публикаций.) Рассуждая о том, лучше или хуже сделал Песков, старик Лыков вспомнил о некоем Николае Журавлеве, который побывал у них задолго до Пескова и который, собственно, и привез журналиста на заимку. Дело в том, что первые публикации о староверах появились в 1980-м году в местных газетах ("Социалистическая индустрия" и затем "Красноярский рабочий") и только в 1982 году вышли статьи Пескова.

Вспомнил Карп Осипович и Льва Черепанова, также приехавшего к ним впервые вместе с красноярским врачом Игорем Назаровым задолго до собкора "Комсомолки". И отдельно подчеркнул, как он благодарен Черепанову, не ставшему публиковать информацию о староверах в газетах. (Кстати, это действительно так: все мемуары Черепанова, как и врача Игоря Назарова появились намного позже и цель их появления, как мне кажется, была совершенно иной в отличие от Пескова - показать миру настоящих Лыковых, без идеологической "корректировки")

А вот в ответ на упоминания о статьях В.М. Пескова Лыков сказал так: "Не по-путне разослал Песков в другие газеты. А как я запретить то могу? У них ведь своя совесть есть". Так что, сейчас сложно сказать, была ли совесть, или был партийный заказ на идейно выдержанные статьи о тьме и беспросветности староверства, но только после публикаций на заимку повалил народ, причем в буквальном смысле: любопытствующие чиновники, знаменитости, школьники, туристы... Мы возмущаемся визитом Абвгата, а в то время, вспоминала Агафья, случалось, что Карп Осипович разговаривал с целой толпой... И вот тут как раз время вспомнить об отсутствии у отшельников иммунитета к современным ОРВИ. Но это тема уже следующей статьи. Подписывайтесь на мой канал, я обещаю рассказать еще много интересного.

Почему такое внимание к Агафье Лыковой

Как случилось и чем закончилось недолгое замужество Агафьи Лыковой

Агафья Лыкова и Иван Тропин. Волки бывают разные или Послесловие

Какая все же польза миру от Лыковых