Найти в Дзене
Дикое поле

Модельер на троне.

Так завелось, что у всех Романовых на русском престоле было необычное хобби, которым они занимались, дабы окончательно не сойти с ума от управления вверенной им империей. К примеру, Николай II любил кино- и фотосьемку, Петр I не только разбирался в хирургии, но и сам выполнял хирургические операции различной степени сложности, а Екатерина II достигла таких высот в рукоделии, что ее можно смело назвать первым русским модельером.

Екатерина II за рукоделием.
Екатерина II за рукоделием.

Истоки увлечения Екатерины II рукоделием лежат в детстве, когда она, представительница древнего, но вконец обедневшего немецкого дворянского рода, коротала дни вдали от светского общества за бесконечным рукоделием, включавшим в себя не только привычное вышивание и вязание, но и ремонт старых платьев, и пошивку новых, нередко ей приходилось продавать плоды своих трудов, дабы элементарно свести концы с концами. После выхода замуж за наследника российского престола мало что изменилось: брак был неудачным, от двора супружескую пару старались держать подальше, поэтому Екатерина продолжала заниматься рукоделием, дабы не сойти с ума от тоски. Приход ее к власти ничего не изменил, поступать, как Елизавета Петровна, спустившая на свой гардероб всю государственную казну, Екатерина II не собиралась и не только потому, что была внимательна к финансовым проблемам России - подобное было не в ее характере.

Малая толика гардероба Елизаветы Петровны, насчитывавшего, по приблизительным подсчетам, 15000 платьев.
Малая толика гардероба Елизаветы Петровны, насчитывавшего, по приблизительным подсчетам, 15000 платьев.
С. С. Соломко. "Императрица Екатерина II в домашнем платье".
С. С. Соломко. "Императрица Екатерина II в домашнем платье".

С восхождением Екатерины II на престол начался пик развития ее рукодельческого искусства, ее рукам принадлежит немало шедевров, к примеру, церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне после тайного бракосочетания с Потемкиным она пожертвовала собственноручно вышитые ризы и покрова, но Екатерина II не стала бы выдающимся модельером, если бы слепо копировала старое, а не создавала новое. Тесно познакомившись с русской культурой во всем ее многообразии, Екатерина II создала оригинальный стиль "а-ля рус" ("по-русски"), выразившийся в новом крое бальных и повседневных платьев, а также в новом дизайне военной формы, представленном Екатерине II Григорием Потемкиным и подредактированным ею, при Екатерине вновь вошли в моду шубы и рукавицы, изобретала она и новые предметы одежды. Так, для своего внука Александра (будущего императора Александра I) Екатерина II собственноручно сшила удобный детский костюмчик - прообраз современного комбинезона, благодаря ей он стал известен по всей Европе, когда она отправила его в "детском приданном" внезапно овдовевшей королеве Швеции.

Дорожный костюм Екатерины II.
Дорожный костюм Екатерины II.
Хоругвь из Сампсониевского собора, собственноручно расшитая Екатериной II.
Хоругвь из Сампсониевского собора, собственноручно расшитая Екатериной II.
Детский комбинезон Александра I.
Детский комбинезон Александра I.

Созданный Екатериной II стиль "а-ля рус" идеально подходил и для бала, и для повседневной жизни, но в первой половине XIX века он был забыт в пользу пришедшего из Франции стиля ампир, лишь победа над Наполеоном в 1812 году и отмена крепостного права в 1861 привели к возрождению стиля "а-ля рус", элементы которого встречаются и по сию пору.

Современное платье в стиле "а-ля рус".
Современное платье в стиле "а-ля рус".