Если забьёте в поисковик «топ лучших книг для родителей», то увидите десятки книжных рейтингов. С одним лишь минусом: в них мелькают одни и те же авторы. Почему? (Ну, кроме объяснения «всё куплено»). Зачастую журналисты и копирайтеры переписывают уже существующие чарты — не будут же они читать сотню книг просто ради того, чтобы написать небольшую подборку.
Предлагаем другой подход. Прочитав за два года более сотни книг о материнстве (самых разных его аспектах), мы составили ТОП-10 малоизвестных книг. Это труды, которые хорошо было бы прочитать всем родителям для более осознанной жизни с ребёнком, но которые редко упоминают в рекомендациях. Приступим!
Автор: Любовь Босикова
1. «Детство и общество» Эрик Эриксон
Может, этот фолиант отпугнёт своим весом, но зато в нём собрана актуальная научная информация о психологическом развитии ребёнка. Эриксон выделяет восемь стадий, каждая со своими задачами и особенностями. В зависимости от опыта, полученного на каждой стадии, человек получает свои «плюшки».
Посмотрите для примера на первую стадию, «орально-сенсорную». Если ребёнок проживёт её в позитивном ключе и получит положительный для этой стадии опыт, то в основу детского мироощущения ляжет базовое доверие к миру, а также — бонусом — внутренние энергия и надежда. В результате негативного проживания орально-сенсорной стадии человек всю жизнь проживёт с ощущением недоверия к миру, записанным на коре головного мозга.
Цель человеческого развития по Эриксону – целостность эго. Этого можно добиться только пройдя без циклической травматизации все стадии становления эго.
Особенно интересно эта теория проявляется на реальных примерах различных обществ: в каждом отдельном случае своя парадигма воспитания приводит к становлению особого аутентичного общества.
2. «Эмоциональный интеллект ребёнка» Джоан Готтман, Джоан Деклер
У «эмоционального воспитания» есть одно достоинство: у него нет недостатков. Стоит научить ребёнка грамотно управляться со своими чувствами и проживать их, как это уже гарантированно сделает его счастливее и в настоящем, и в будущем. Три эмоции преткновения — гнев, страх и печаль — самые трудные и важные в проживании не только для детей, но и для каждого человека на планете.
Часто у мам и пап те же сложности с гневом, страхом и печалью, что и у детей. Авторы выделяют три типа родителей, которые не в состоянии обучить эмоциональному интеллекту, пока не поработают с собственной осознанностью:
•Отвергающий тип: не видят в негативных эмоциях смысла, не придают им значения, игнорируют или считают ерундой;
•Неодобряющий тип: критикуют детей за негативные эмоции, могут наказать или отругать;
•Невмешивающийся тип: принимают детские эмоции и даже сопереживают, но оставляют детей с ними наедине, не предлагая путей решения и не устанавливая лимиты на детское поведение.
А вот те, кто в состоянии обучить детей EQ, называются «эмоциональными воспитателями». В книге дана рабочая схема с примерами, как помочь ребёнку прожить сильные эмоции. Если коротко: понять → принять → назвать → рассказать, как справиться.
3. Ричард Фербер «Сон ребёнка. Решение всех проблем»
Наверное, эту книгу должны выдавать в роддоме вместо промо-подгузников. Просто потому, что переучивать ребёнка засыпать или менять устоявшийся режим сна в разы труднее, чем грамотно и удобно для себя обучить ребёнка с первых дней.
Подробнейший разбор фаз сна, график снов и бодрствований, данные научных исследований, решение уже нажитых проблем, психологический аспект — за всё это книга попала на третью строчку чарта.
Слишком круто, скажете вы? Спросите маму, которая укачивает по восемь раз в день тринадцатикилограммового малютку; родителей, кто по двадцать раз встаёт ночью, чтобы сунуть малышу пустышку; или того, кто гуляет по шесть часов в день (часто в непогоду), потому что ребёнок спит днём исключительно в движущейся коляске.
4. Линн Мюррей «Психология ребёнка от 0 до 2. Как общение стимулирует поведение»
Эта книга хороша научными исследованиями. Некоторые из них показывают, насколько естественно для ребёнка поведение следования в безопасных отношениях. Как проверить ваши с ребёнком отношения на «безопасность»?
Посмотрите, как малыш ведёт себя в ситуации временного расставания. Есть три плохих сценария:
• Небезопасно-избегающая привязанность (если оставить малыша одного в незнакомой среде, он встревожится; когда появится родитель, ребёнок его проигнорирует и притворится, что хочет играть в одиночестве, хотя жизненные показатели пульса и давления будут говорить о сильном стрессе. Ребёнок не надеется, что взрослый поможет в стрессовой, потенциально опасной ситуации; он боится выразить свою потребность, не рассчитывая на помощь взрослого).
• Небезопасно-тревожная привязанность (если взрослого нет, ребёнок очень сильно тревожится, требует постоянного присутствия родителей; беспокойство в стрессовой ситуации чрезмерно сильное; когда мама возвращается, ребёнок с такой привязанностью не успокаивается, продолжает плакать или злиться. Малыш акцентирует внимание на собственной уязвимости, стараясь повысить свои шансы на адекватный отклик родителя).
• Дезорганизованная привязанность (если в двух предыдущих ситуациях всё было относительно неплохо, и в целом малыши пытались сами решить свои проблемы, то в этом случае всё ещё хуже. В стрессовых ситуациях дети с дезорганизованной привязанностью ведут себя без какой-либо закономерности, странно и противоречиво: ребёнок то повернётся к взрослому, то отойдёт, раскачивается из стороны в сторону, бьётся обо что-нибудь головой, ходит, размахивая руками. Малыш стесняется или опасается показать взрослому свою потребность в его защите и утешении).
Остальные варианты, по словам автора, в целом позитивные, даже если ребёнок горюет при расставании или выражает свои переживания в плаче уже после встречи.
Это только один из десятков занимательных и практичных моментов в книге. А ещё её очень приятно читать. Этакая более научная «теория привязанности» Людмилы Петрановской с привязкой к данным современных исследований о развитии мозга с рождения до двух лет.
5. Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы»
Знаете о нежном и щадящем методе воспитания Марии Монтессори? А о гуманистическом воспитании Жан-Жака Руссо? Мы выросли именно на этих традициях, очень здоровых с нашей точки зрения, ориентированных на индивидуальные потребности личности каждого отдельного ребёнка. А вот в Китае другой подход. И это интересно! Книга вызвала такую полемику, что «боевой гимн» даже на время пропал из нескольких крупных интернет-магазинов.
Что такого, скажете вы? Просто живущая в Америке китаянка Эми Чуа рассказала о том, как воспитывала двух дочерей.
Вот небольшая часть её запретов:
- Приглашать друзей домой;
- Ночевать у кого-либо;
- Смотреть телевизор;
- Играть в игры;
- Участвовать в школьных постановках;
- Ныть по какому-либо поводу;
- Не играть на музыкальных инструментах;
- Играть на чём-либо, кроме рояля и скрипки;
- Самим выбирать себе факультативные занятия;
- Получать оценки ниже «пятёрок» по любым предметам, кроме физкультуры;
- Сдаваться.
Зато разрешались любые соревновательные занятия на приз или медаль. Причём серебряные медали не принимаются, только золотые.
«Мать-тигрица» уверена, что забота американских родителей о самоуверенности детей искажена. Лучший способ помочь ребёнку поверить в свои силы — не дать ему сдаться. Например, однажды Эми Чуа вынудила девятилетнюю дочь играть трудную пьесу на рояле до ночи, пока та не получится, без возможности выйти в уборную или попить воды, о передышках и речи не шло! Похвалу китайской матери можно заслужить, только прыгнув выше головы.
Для китайских родителей понятия «счастливого детства» не существует. Для них детство — время инвестиций в будущее, что закономерно, учитывая уровень конкуренции в Китае. Родители платят за свои методы воспитания качеством отношений. Лучше дети будут ненавидеть родителей, но не проиграют. Может, это и крайность, но крайность интересная. Книга заслуживает внимания хотя бы за предельную откровенность.
6. Александр Сазерленд Хилл «Воспитание свободой. Школа Саммерхилл»
А вот это уже кардинально иной метод воспитания, но и он может показаться радикальным. Александр Нилл — директор школы (по-нашему интерната, так как дети там живут весь учебный год), в которой у детей есть абсолютная свобода в пределах школы.
Идея в том, что свободные дети становятся свободными взрослыми, которые точно знают, чего хотят. И если оценивать успешность не деньгами, а уровнем счастья, то выпускники школы становятся успешными. Образование в Саммерхиле готовит к жизни, а главная цель персонала — помочь детям найти свой интерес в современном мире и обществе.
В чём выражается свобода? Детям разрешено не есть или есть как и что хочется, разрешено вообще не ходить на уроки (и никто ничего не скажет), разрешено разбирать мебель на запчасти или метать ножи в дверь, ложиться спать в пять вечера или в пять утра. В общем, всё разрешено. И отношения, и секс. Есть и отдельные лекции о половой жизни для детей старше двенадцати.
Александр Нилл шутит, что в такой школе самая сложная работа у уборщиц (они убирают всё, кроме детских комнат), но большинство детей после 11-12 лет сами осознают удобство порядка и стараются поддерживать его.
Персоналу пришлось решать не один сложный вопрос, например, о самоуправлении и работе в саду и мастерских, где есть опасные для детей предметы. Об этой захватывающей внутренней кухне Саммерхилла, полной личных историй школьников и персонала, шуток и драм, хочется читать взахлёб.
7. Франсуаза Дальто «На стороне ребёнка»
По степени гуманности Франсуаза Дальто местами даже радикальнее основателя гуманистического воспитания Жан-Жака Руссо. Например, Франсуаза считает, что неограниченная власть взрослых в мире детей ведёт к неосознанному расизму в отношении детей. Она была убеждена, что взрослые уничтожают личность ребёнка, так как даже себя предают и не уважают, не то, что маленьких детей.
«Как же подойти к новорожденному так, чтобы его не задеть?!», — хочется спросить автора уже после первой главы. Ответ одновременно прост и сложен: с самого рождения обходиться с малышом с почтением и уважением, как к равному языковому существу. Это убеждение родилось у Дальто после десятилетий врачебной практики в качестве психоаналитика. И пусть стиль книги местами научен, если не сказать «непролазен», прочитать её стоит, хотя бы чтобы увидеть мир ребёнка новыми глазами.
Франсуаза считала, что дети — самый дискриминированный слой общества. И не стала сидеть сложа руки, недовольная положением вещей. Психоаналитик организовала во Франции пространство для детей и родителей Мезон Верт. Самая интересная часть книги рассказывает о работе этой необычной государственной организации.
Дело в том, что обычно французский ребёнок попадает в ясли на первом году жизни, так принято. Зачастую опыт раннего отделения от мамы травмирует детскую психику. Чтобы адаптировать ребёнка к саду, малыша можно привести в Мезон Верт. Там воспитатель поговорит с ним и родителями о детсаде, объяснит ребёнку всё в мельчайших деталях и даст опыт позитивного пространства для детей. Детям объясняют, что сад — это такое же приятное и позитивное место, только без родителей.
Дальто уверяет, что эффективнее всего с детьми говорить откровенно и на равных, даже с новорождёнными. Результаты её работы поражают, и не только в «садиковской» теме, но и в любых травмирующих или просто трудных жизненных ситуациях.
8. Тимоти Уокер «Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире»
Как маленькой северной стране удаётся быть в топе по качеству обучения, уровню жизни и счастья? Директор финской школы Тимоти Уокер объяснил этот феномен. Вся система образования преследует одну цель — сделать детей и педагогический состав счастливыми, чтобы обе стороны получали удовольствие от процесса. И не абы как, а опираясь на результаты новейших исследований и свои собственные традиции.
Наибольшее счастье, по мнению финнов, даёт гармоничное развитие пяти «категорий счастья»:
• Хорошего самочувствия;
• Ощущения сопричастности;
• Чувства независимости;
• Мастерства;
• Мировоззрения.
При всём при этом школам выделяется скромный бюджет, школы простенькие, из автоматизации обычно один компьютерный класс на всех детей. Ни проекторов, ни телевизоров. А частных школ нет.
Интересно то, как просто и бесплатно реализуются все «фишки» финской школы. Никакой иерархии, короткие «четверти» по полтора месяца, система наставничества среди учеников, пристальное внимание к буллингу, хорошие зарплаты, активные длинные перемены исключительно на улице (и часть уроков также проходит на свежем воздухе).
Одна особенность финнов радует больше других: внимание к внешкольной жизни. Чтобы ребёнок и учителя жили насыщенной жизнью, школа пустеет максимум к часу дня. Финны просто уверены, что важнее качество уроков, чем их количество.
Добавьте сюда измерители шума на стенах, частые походы, хорошие межличностные отношения между учителями и семьями, уроки осознанности, приглашённых профессионалов своего дела на тематические уроки, методы коучинга в процессе, тесты без вариантов ответа... И вот вы уже читаете книгу как захватывающий роман, мечтая оказаться финским школьником!
9. Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа»
Помним, что во Франции мамы отдают ребёнка в сад на первом году жизни, чаще всего просто потому, что хотят этого сами. По их мнению, роли социализированной женщины и жены важнее роли матери.
Французы считают себя строгими родителями, потому что задают детям чёткие рамки, в этих рамках у детей полная свобода. Чему учат? Например, терпению: подождать «5 минут» для годоваса абсолютно нормально.
Самостоятельности: не считая того, что дети рано идут в сад, они и на площадках играют сами, пока мамы отдыхают на скамейках по периметру.
Но самое важное в этой система воспитания — еда! Детей кормят разнообразно и при этом «правильно». Большая часть рациона — овощи, с них начинается любая трапеза. Действует правило: ребёнок может не есть, но попробовать обязан. Как результат, к пяти годам ребёнок ест все овощи, все виды салата и фруктов. Кусочничество под строгим запретом.
Очень интересно отношение французов к детским «шалостям». Так называют небольшие промахи в поведении и провинности. За них не принято наказывать, только объясняют, как вести себя правильно. А вот если «шалостей» слишком много или они слишком серьёзные, тогда уже детей наказывают.
По названию может показаться, что книга ориентирована на мам «малоежек», находящихся в поисках волшебной таблетки для детей, чтобы те наконец не «плевались едой». На деле же книга Памелы Друкерман шире, она создаёт самобытный образ национального воспитания из сотен мелочей.
10. Гулидова Любовь «40 главных книг о материнстве»
Если вы прочитали эту книгу, по сути, другие вам уже не нужны. Издание представлено в виде 40 плотных структурированных эссе по 40 самым интересным, научным, ярким книгам о детях и их родителях. Чёткие инструкции к действию, выверенные научные исследования.
В подборку вошли Хаим Гиннот, Анна Быкова, Мария Монтессори, Глен Доман, Макото Шичида, Мария Петрановская, Андрей Курпатов и другие. По квинтэссенции произведения читатель сразу понимает, интересен ли ему авторский подход, или их взгляды с писателем кардинально расходятся. Даже самые запутанные теории описаны в «40 книгах» доступным языком.
Если посчитать, то «40 лучших книг» сэкономят вам 21060₽, 13 месяцев жизни и пару диоптрий зрения! Этих-то ресурсов зачастую и не хватает молодым мамам. За красивое оформление, лёгкую подачу и экономию времени, денег и сил эта книга входит в наш топ и подытоживает его.
Бонус! Что и о чём ещё почитать?
• «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию» Анастасия Изюмская, коллектив авторов, Анна Кусмаа. О механизме родительского выгорания и о том, как поддерживать свой ресурс в любой ситуации;
• Доктор Андрей Курпатов «Счастливый ребёнок». Продолжение гуманистической модели воспитания с объяснением принципов работы детского мозга. Особая тема книги — «ребёнок и гаджеты».
• Даниэле Новара «Наказания бесполезны! Как воспитывать детей, не попадая в ловушку эмоций». О том, что при наказаниях работает «глубинный» мозг, при этом ребёнок не в состоянии осмыслить сказанное вами.
• Мария Солотова «Как стать ребёнку другом, оставаясь при этом родителем». Описывает механизм здоровой дружбы с ребёнком, в которой родители доминируют.
• Бет Саскинд, Лесли Левинтер Саскинд, Дана Саскинд «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша». Как дети развиваются с помощью общения.
• Составитель Е. А. Страубе «Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет». Известная методика, нацеленная на разностороннее развитие малыша.
• Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно». Создаём кооперацию, а не конкуренцию.
• Рудольф Штайнер «Принципы вальдорфской педагогики. Методика обучения и необходимые условия воспитания». О том, как личность воспитателя отражается на ребёнке и что с этим делать.