Если побывать в старейшем казачьем храме Дона и Казачьей России войсковом Воскресенском соборе станицы Старочеркасской, то в галерее храма, перед западным входом, справа, можно увидеть мощную железную цепь, накрепко вмурованную в метровую толщину соборной стены. Это цепь Степана Разина. Слева от двери также в стену вмурованы тяжелые кандалы, также связанные с именем легендарного донского атамана. Как же они сюда попали?
…14 апреля 1671 года сильный отряд донских казаков, прибывший во главе с войсковым атаманом Корнилием Яковлевым из главного казачьего городка Черкасска, штурмом овладел Кагальницким городком, где укрепился со своими немногочисленными сторонниками Степан Разин.
…Перебив всех его защитников, на печальных развалинах дымящегося Кагальника Корнила Яковлев захватил сражавшегося до конца Степана Разина и связал его, как писал знаменитый историк Николай Костомаров «железными узами»1. Отряд домовитых, погрузив на телеги раненых и убитых своих сотоварищей, медленно тронулся к Черкасску. На одной из телег, скованный кандалами, сидел Степан Разин. На телеге, где восседал Корнила Яковлев, лежали, поражая всех красотой и великолепием три ковра, тканные на золоте, а за телегой покорно шли три аргамака дивной красоты. И аргамаков и ковры везли в свое время персидские купцы русскому царю в подарок, но молодцы Степана Тимофеевича прехватили все это летом 1669 года. Корнила, довольный успешным штурмом, сидя в телеге, обдумывал текст своего послания государю: “И те, государь, ковры и аргамаки посылаем мы, холопи твои, к тебе, великому государю, к Москве! Доволен будет государь, одарит за сие подарками!..”
На следующий день пленного Степана Разина доставили в Черкасск. Многочисленные предания говорят, что домовитые казаки очень боялись как бы Разин не сбежал из тюрьмы, ибо успехи его породили в народе веру, что только ведун и чародей мог добиться подобного, но никак не обыкновенный смертный. В народе искренне верили, что Степан Тимофеевич мог, нарисовав на стене темницы угольком легкую лодочку, очутиться вскоре на Волге или на Дону. Волей-неволей верили в это и домовитые казаки, опасались Степана, поэтому поместили его в приделе деревянного Воскресенского собора, предварительно заново освятив придел. Дополнительно, как пишет историк Костомаров Разина заковали «освещенной цепью».1
В конце апреля 1671 года, закованные в цепи Степан и Фрол Разины были отправлены в Москву. В двух километрах от Москвы Степана и Фрола Разиных поставили на помост специальной позорной телеги под виселицу. И здесь мы снова встречам сведения о цепях, которыми был скован Разин. В частности, очевидец того события англичанин Джон Хебдон писал: «…Разин на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи, и конец цепи был переброшен через верхнюю перекладину виселицы у самой петли. От его пояса шла другая цепь, прикованная к обеим столбцам виселицы, к тем же столбцам были прикованы и руки его. Ноги, в одних только чулках, тоже были закованы. От помоста тянулась еще одна цепь, которая охватывала шею его брата».2
Потом были пытки и казнь Разина на Красной площади. Куда делись цепи и кандалы, неизвестно.
Прошли десятилетия, наконец цепь и кандалы Степана Разина появились в Старочеркасском войсковом Воскресенском соборе. Впервые о них упоминает в своей книге «История о Донском Войске», изданной в 1816 году в Харькове А.Г. Попов.3 Далее упоминание о цепи и кандалах Степана Разина мы встречаем в книге «Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся», изданной в Москве в 1828 году. Там сказано: «В паперти сего храма (Воскресенского собора – Авт.) есть цепь в два пуда, которою прикован был Стенька Разин».1
Затем сведения о разинской реликвии мы находим в книге историка Владимира Броневского «История Донского Войска», изданной в Петербурге в 1834 году. Он пишет: «Войсковой атаман Корнилий Яковлев… 14 апреля 1671 года взял Разина живого; приковав на цепь при дверях соборной церкви в Черкасске, где она и по ныне сохраняется под именем Разиновой цепи».2
Рядом с ней – медная табличка с надписью “Цеп Разина на которой в Древнем Соборе в 1671 году содержался Стенка Разин”. Ее выставили здесь в начале 1830-х стараниями соборного священника Григория Левицкого. Сам Левицкий в своей книге “Старочеркасск и его достопримечательности”, изданной в Новочеркасске в 1870 году, пишет: “При главных западных дверях…собора висит железная двухпудовая цепь с наручниками, на которой в 1671 году прикован был Степан Разин перед отправлением его с Дона в Москву”.
Выставленная рядом с надгробной плитой Корнилы Яковлева, цепь Разина должна была напоминать вольнолюбивым казакам, что ждет бунтовщиков (цепь, кандалы, пытки, казнь), а что верных слуг государевых (богатство при жизни и почетное захоронение после смерти). Однако с годами цепь все больше и больше напоминала всем, кто ее видел, о мужестве несгибаемого атамана голытьбы, и все чаще раздавались голоса власть имущих убрать разинскую реликвию с глаз долой, чтоб не возбуждала в умах донцов память о Стеньке… “При входе на паперть…обращает на себя внимание цепь, к которой был прикован Стенька Разин, - писал корреспондент газеты «Донские войсковые ведомости» в номере газеты от 25 ноября 1875 года. - Страшно как-то видеть в доме господнем эти памятники о злодее, Степана Разина. Подальше бы их нужно запрятать, чтобы поменьше было напоминаний о таких личностях, как Разин…”.1 Ненависть к Степану Тимофеевичу, его делу и сотоварищам так и пышет от слов этого далекого потомка домовитых казаков, пленивших знаменитого атамана, ненависть, не ушедшая с годами и столетиями…
По-иному воспринимали эту историческую реликвию видные представители русской культуры. Известный русский писатель, поэт и журналист Владимир Гиляровский, написавший поэму о Разине, всю жизнь стремился попасть в станицу Старочеркасскую, чтобы увидеть и прикоснуться к цепи Степана Разина. “Я слышал о них, - писал Гиляровский, - еще во времена моей бродяжной жизни, в бессонные ночи на белильном заводе, от великого мастера сказки рассказывать бродяги Суслика, который сам их видал и в бывальщине о Степане Тимофеевиче рассказывал, как атамана забрали, заковали, а потом снова перековали и в новых цепях в Москву повезли, а старые в соборе повесили для устрашения”.2 Но Гиляровский заболел холерой и не попал в Старочеркасск. “Если я не поехал посмотреть эти цепи, так уж мне плохо пришлось!” – с горечью восклицает он.
Писательница Вера Панова, побывавшая в Старочеркасске в тридцатых годах нашего века, вспоминала: “В подземельях собора показали цепи, на которых когда-то томился Степан Разин, прикованный к прозеленевшему промерзлому камню. Я тронула этот камень и ощутила себя наследницей чего-то, чего тогда не сумела бы назвать – леденящее дыхание Истории ощутила кожей и связь времен”.3
Есть предположение, что эту разинскую цепь видел А.С. Пушкин, побывавший в Воскресенском соборе в 8 июня 1820 года.
И ныне цепь и кандалы легендарного донского атамана привлекают внимание и вызывают интерес у тысяч и тысяч российских и иностранных туристов, посещающих самый древний казачий храм – Старочеркасский войсковой Воскресенский собор.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. В кН. «Исторические монографии и исследования». СПб., 1872. С.338-339.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. С. 339.
2 Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М., 1976. С. 188-189.
3 Попов А. История о Донском Войске. Харьков, 1816. С.116.
1 Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся. М., 1828. С.157.
2 Броневский В. История Войска Донского.Ч.1. СПб, 1834. С.178.
1 // «Донские войсковые ведомости». 25 ноября 1875 года.
2 Гиляровский В. Избранное в трех томах. Т.2. М.,1961. С.45.
3 Панова В. Заметки литератора. Л.,1972. С.173.
Если побывать в старейшем казачьем храме Дона и Казачьей России войсковом Воскресенском соборе станицы Старочеркасской, то в галерее храма, перед западным входом, справа, можно увидеть мощную железную цепь, накрепко вмурованную в метровую толщину соборной стены. Это цепь Степана Разина. Слева от двери также в стену вмурованы тяжелые кандалы, также связанные с именем легендарного донского атамана. Как же они сюда попали?
…14 апреля 1671 года сильный отряд донских казаков, прибывший во главе с войсковым атаманом Корнилием Яковлевым из главного казачьего городка Черкасска, штурмом овладел Кагальницким городком, где укрепился со своими немногочисленными сторонниками Степан Разин.
…Перебив всех его защитников, на печальных развалинах дымящегося Кагальника Корнила Яковлев захватил сражавшегося до конца Степана Разина и связал его, как писал знаменитый историк Николай Костомаров «железными узами»1. Отряд домовитых, погрузив на телеги раненых и убитых своих сотоварищей, медленно тронулся к Черкасску. На одной из телег, скованный кандалами, сидел Степан Разин. На телеге, где восседал Корнила Яковлев, лежали, поражая всех красотой и великолепием три ковра, тканные на золоте, а за телегой покорно шли три аргамака дивной красоты. И аргамаков и ковры везли в свое время персидские купцы русскому царю в подарок, но молодцы Степана Тимофеевича прехватили все это летом 1669 года. Корнила, довольный успешным штурмом, сидя в телеге, обдумывал текст своего послания государю: “И те, государь, ковры и аргамаки посылаем мы, холопи твои, к тебе, великому государю, к Москве! Доволен будет государь, одарит за сие подарками!..”
На следующий день пленного Степана Разина доставили в Черкасск. Многочисленные предания говорят, что домовитые казаки очень боялись как бы Разин не сбежал из тюрьмы, ибо успехи его породили в народе веру, что только ведун и чародей мог добиться подобного, но никак не обыкновенный смертный. В народе искренне верили, что Степан Тимофеевич мог, нарисовав на стене темницы угольком легкую лодочку, очутиться вскоре на Волге или на Дону. Волей-неволей верили в это и домовитые казаки, опасались Степана, поэтому поместили его в приделе деревянного Воскресенского собора, предварительно заново освятив придел. Дополнительно, как пишет историк Костомаров Разина заковали «освещенной цепью».1
В конце апреля 1671 года, закованные в цепи Степан и Фрол Разины были отправлены в Москву. В двух километрах от Москвы Степана и Фрола Разиных поставили на помост специальной позорной телеги под виселицу. И здесь мы снова встречам сведения о цепях, которыми был скован Разин. В частности, очевидец того события англичанин Джон Хебдон писал: «…Разин на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи, и конец цепи был переброшен через верхнюю перекладину виселицы у самой петли. От его пояса шла другая цепь, прикованная к обеим столбцам виселицы, к тем же столбцам были прикованы и руки его. Ноги, в одних только чулках, тоже были закованы. От помоста тянулась еще одна цепь, которая охватывала шею его брата».2
Потом были пытки и казнь Разина на Красной площади. Куда делись цепи и кандалы, неизвестно.
Прошли десятилетия, наконец цепь и кандалы Степана Разина появились в Старочеркасском войсковом Воскресенском соборе. Впервые о них упоминает в своей книге «История о Донском Войске», изданной в 1816 году в Харькове А.Г. Попов.3 Далее упоминание о цепи и кандалах Степана Разина мы встречаем в книге «Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся», изданной в Москве в 1828 году. Там сказано: «В паперти сего храма (Воскресенского собора – Авт.) есть цепь в два пуда, которою прикован был Стенька Разин».1
Затем сведения о разинской реликвии мы находим в книге историка Владимира Броневского «История Донского Войска», изданной в Петербурге в 1834 году. Он пишет: «Войсковой атаман Корнилий Яковлев… 14 апреля 1671 года взял Разина живого; приковав на цепь при дверях соборной церкви в Черкасске, где она и по ныне сохраняется под именем Разиновой цепи».2
Рядом с ней – медная табличка с надписью “Цеп Разина на которой в Древнем Соборе в 1671 году содержался Стенка Разин”. Ее выставили здесь в начале 1830-х стараниями соборного священника Григория Левицкого. Сам Левицкий в своей книге “Старочеркасск и его достопримечательности”, изданной в Новочеркасске в 1870 году, пишет: “При главных западных дверях…собора висит железная двухпудовая цепь с наручниками, на которой в 1671 году прикован был Степан Разин перед отправлением его с Дона в Москву”.
Выставленная рядом с надгробной плитой Корнилы Яковлева, цепь Разина должна была напоминать вольнолюбивым казакам, что ждет бунтовщиков (цепь, кандалы, пытки, казнь), а что верных слуг государевых (богатство при жизни и почетное захоронение после смерти). Однако с годами цепь все больше и больше напоминала всем, кто ее видел, о мужестве несгибаемого атамана голытьбы, и все чаще раздавались голоса власть имущих убрать разинскую реликвию с глаз долой, чтоб не возбуждала в умах донцов память о Стеньке… “При входе на паперть…обращает на себя внимание цепь, к которой был прикован Стенька Разин, - писал корреспондент газеты «Донские войсковые ведомости» в номере газеты от 25 ноября 1875 года. - Страшно как-то видеть в доме господнем эти памятники о злодее, Степана Разина. Подальше бы их нужно запрятать, чтобы поменьше было напоминаний о таких личностях, как Разин…”.1 Ненависть к Степану Тимофеевичу, его делу и сотоварищам так и пышет от слов этого далекого потомка домовитых казаков, пленивших знаменитого атамана, ненависть, не ушедшая с годами и столетиями…
По-иному воспринимали эту историческую реликвию видные представители русской культуры. Известный русский писатель, поэт и журналист Владимир Гиляровский, написавший поэму о Разине, всю жизнь стремился попасть в станицу Старочеркасскую, чтобы увидеть и прикоснуться к цепи Степана Разина. “Я слышал о них, - писал Гиляровский, - еще во времена моей бродяжной жизни, в бессонные ночи на белильном заводе, от великого мастера сказки рассказывать бродяги Суслика, который сам их видал и в бывальщине о Степане Тимофеевиче рассказывал, как атамана забрали, заковали, а потом снова перековали и в новых цепях в Москву повезли, а старые в соборе повесили для устрашения”.2 Но Гиляровский заболел холерой и не попал в Старочеркасск. “Если я не поехал посмотреть эти цепи, так уж мне плохо пришлось!” – с горечью восклицает он.
Писательница Вера Панова, побывавшая в Старочеркасске в тридцатых годах нашего века, вспоминала: “В подземельях собора показали цепи, на которых когда-то томился Степан Разин, прикованный к прозеленевшему промерзлому камню. Я тронула этот камень и ощутила себя наследницей чего-то, чего тогда не сумела бы назвать – леденящее дыхание Истории ощутила кожей и связь времен”.3
Есть предположение, что эту разинскую цепь видел А.С. Пушкин, побывавший в Воскресенском соборе в 8 июня 1820 года.
И ныне цепь и кандалы легендарного донского атамана привлекают внимание и вызывают интерес у тысяч и тысяч российских и иностранных туристов, посещающих самый древний казачий храм – Старочеркасский войсковой Воскресенский собор.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. В кН. «Исторические монографии и исследования». СПб., 1872. С.338-339.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. С. 339.
2 Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М., 1976. С. 188-189.
3 Попов А. История о Донском Войске. Харьков, 1816. С.116.
1 Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся. М., 1828. С.157.
2 Броневский В. История Войска Донского.Ч.1. СПб, 1834. С.178.
1 // «Донские войсковые ведомости». 25 ноября 1875 года.
2 Гиляровский В. Избранное в трех томах. Т.2. М.,1961. С.45.
3 Панова В. Заметки литератора. Л.,1972. С.173.
Если побывать в старейшем казачьем храме Дона и Казачьей России войсковом Воскресенском соборе станицы Старочеркасской, то в галерее храма, перед западным входом, справа, можно увидеть мощную железную цепь, накрепко вмурованную в метровую толщину соборной стены. Это цепь Степана Разина. Слева от двери также в стену вмурованы тяжелые кандалы, также связанные с именем легендарного донского атамана. Как же они сюда попали?
…14 апреля 1671 года сильный отряд донских казаков, прибывший во главе с войсковым атаманом Корнилием Яковлевым из главного казачьего городка Черкасска, штурмом овладел Кагальницким городком, где укрепился со своими немногочисленными сторонниками Степан Разин.
…Перебив всех его защитников, на печальных развалинах дымящегося Кагальника Корнила Яковлев захватил сражавшегося до конца Степана Разина и связал его, как писал знаменитый историк Николай Костомаров «железными узами»1. Отряд домовитых, погрузив на телеги раненых и убитых своих сотоварищей, медленно тронулся к Черкасску. На одной из телег, скованный кандалами, сидел Степан Разин. На телеге, где восседал Корнила Яковлев, лежали, поражая всех красотой и великолепием три ковра, тканные на золоте, а за телегой покорно шли три аргамака дивной красоты. И аргамаков и ковры везли в свое время персидские купцы русскому царю в подарок, но молодцы Степана Тимофеевича прехватили все это летом 1669 года. Корнила, довольный успешным штурмом, сидя в телеге, обдумывал текст своего послания государю: “И те, государь, ковры и аргамаки посылаем мы, холопи твои, к тебе, великому государю, к Москве! Доволен будет государь, одарит за сие подарками!..”
На следующий день пленного Степана Разина доставили в Черкасск. Многочисленные предания говорят, что домовитые казаки очень боялись как бы Разин не сбежал из тюрьмы, ибо успехи его породили в народе веру, что только ведун и чародей мог добиться подобного, но никак не обыкновенный смертный. В народе искренне верили, что Степан Тимофеевич мог, нарисовав на стене темницы угольком легкую лодочку, очутиться вскоре на Волге или на Дону. Волей-неволей верили в это и домовитые казаки, опасались Степана, поэтому поместили его в приделе деревянного Воскресенского собора, предварительно заново освятив придел. Дополнительно, как пишет историк Костомаров Разина заковали «освещенной цепью».1
В конце апреля 1671 года, закованные в цепи Степан и Фрол Разины были отправлены в Москву. В двух километрах от Москвы Степана и Фрола Разиных поставили на помост специальной позорной телеги под виселицу. И здесь мы снова встречам сведения о цепях, которыми был скован Разин. В частности, очевидец того события англичанин Джон Хебдон писал: «…Разин на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи, и конец цепи был переброшен через верхнюю перекладину виселицы у самой петли. От его пояса шла другая цепь, прикованная к обеим столбцам виселицы, к тем же столбцам были прикованы и руки его. Ноги, в одних только чулках, тоже были закованы. От помоста тянулась еще одна цепь, которая охватывала шею его брата».2
Потом были пытки и казнь Разина на Красной площади. Куда делись цепи и кандалы, неизвестно.
Прошли десятилетия, наконец цепь и кандалы Степана Разина появились в Старочеркасском войсковом Воскресенском соборе. Впервые о них упоминает в своей книге «История о Донском Войске», изданной в 1816 году в Харькове А.Г. Попов.3 Далее упоминание о цепи и кандалах Степана Разина мы встречаем в книге «Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся», изданной в Москве в 1828 году. Там сказано: «В паперти сего храма (Воскресенского собора – Авт.) есть цепь в два пуда, которою прикован был Стенька Разин».1
Затем сведения о разинской реликвии мы находим в книге историка Владимира Броневского «История Донского Войска», изданной в Петербурге в 1834 году. Он пишет: «Войсковой атаман Корнилий Яковлев… 14 апреля 1671 года взял Разина живого; приковав на цепь при дверях соборной церкви в Черкасске, где она и по ныне сохраняется под именем Разиновой цепи».2
Рядом с ней – медная табличка с надписью “Цеп Разина на которой в Древнем Соборе в 1671 году содержался Стенка Разин”. Ее выставили здесь в начале 1830-х стараниями соборного священника Григория Левицкого. Сам Левицкий в своей книге “Старочеркасск и его достопримечательности”, изданной в Новочеркасске в 1870 году, пишет: “При главных западных дверях…собора висит железная двухпудовая цепь с наручниками, на которой в 1671 году прикован был Степан Разин перед отправлением его с Дона в Москву”.
Выставленная рядом с надгробной плитой Корнилы Яковлева, цепь Разина должна была напоминать вольнолюбивым казакам, что ждет бунтовщиков (цепь, кандалы, пытки, казнь), а что верных слуг государевых (богатство при жизни и почетное захоронение после смерти). Однако с годами цепь все больше и больше напоминала всем, кто ее видел, о мужестве несгибаемого атамана голытьбы, и все чаще раздавались голоса власть имущих убрать разинскую реликвию с глаз долой, чтоб не возбуждала в умах донцов память о Стеньке… “При входе на паперть…обращает на себя внимание цепь, к которой был прикован Стенька Разин, - писал корреспондент газеты «Донские войсковые ведомости» в номере газеты от 25 ноября 1875 года. - Страшно как-то видеть в доме господнем эти памятники о злодее, Степана Разина. Подальше бы их нужно запрятать, чтобы поменьше было напоминаний о таких личностях, как Разин…”.1 Ненависть к Степану Тимофеевичу, его делу и сотоварищам так и пышет от слов этого далекого потомка домовитых казаков, пленивших знаменитого атамана, ненависть, не ушедшая с годами и столетиями…
По-иному воспринимали эту историческую реликвию видные представители русской культуры. Известный русский писатель, поэт и журналист Владимир Гиляровский, написавший поэму о Разине, всю жизнь стремился попасть в станицу Старочеркасскую, чтобы увидеть и прикоснуться к цепи Степана Разина. “Я слышал о них, - писал Гиляровский, - еще во времена моей бродяжной жизни, в бессонные ночи на белильном заводе, от великого мастера сказки рассказывать бродяги Суслика, который сам их видал и в бывальщине о Степане Тимофеевиче рассказывал, как атамана забрали, заковали, а потом снова перековали и в новых цепях в Москву повезли, а старые в соборе повесили для устрашения”.2 Но Гиляровский заболел холерой и не попал в Старочеркасск. “Если я не поехал посмотреть эти цепи, так уж мне плохо пришлось!” – с горечью восклицает он.
Писательница Вера Панова, побывавшая в Старочеркасске в тридцатых годах нашего века, вспоминала: “В подземельях собора показали цепи, на которых когда-то томился Степан Разин, прикованный к прозеленевшему промерзлому камню. Я тронула этот камень и ощутила себя наследницей чего-то, чего тогда не сумела бы назвать – леденящее дыхание Истории ощутила кожей и связь времен”.3
Есть предположение, что эту разинскую цепь видел А.С. Пушкин, побывавший в Воскресенском соборе в 8 июня 1820 года.
И ныне цепь и кандалы легендарного донского атамана привлекают внимание и вызывают интерес у тысяч и тысяч российских и иностранных туристов, посещающих самый древний казачий храм – Старочеркасский войсковой Воскресенский собор.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. В кН. «Исторические монографии и исследования». СПб., 1872. С.338-339.
1 Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина. С. 339.
2 Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М., 1976. С. 188-189.
3 Попов А. История о Донском Войске. Харьков, 1816. С.116.
1 Историческое описание соборных и приходских церквей Российской империи находящихся. М., 1828. С.157.
2 Броневский В. История Войска Донского.Ч.1. СПб, 1834. С.178.
1 // «Донские войсковые ведомости». 25 ноября 1875 года.
2 Гиляровский В. Избранное в трех томах. Т.2. М.,1961. С.45.
3 Панова В. Заметки литератора. Л.,1972. С.173.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.