Найти в Дзене
Хронопортация

Почему лётчик-ас Александр Покрышкин в своем первом бою сбил советский самолет

Оглавление

С начала ВОВ до весны 1943 года гитлеровская авиация превосходила воздушные силы СССР и господствовала в воздухе. Все изменилось в апреле-мае 1943 года в небе над Кубанью. Этому способствовали два фактора: а) советская промышленность смогла резко увеличить производство самолетов; б) силы авиации не раскидали по отдельным частям, как делали прежде, а собрали в единый кулак – в 4-ю авиационную армию под командованием генерала Вершинина.

Талант от Бога.

15-го апреля всё накалилось и завертелось. Над Таманью началось невиданное прежде по размаху авиационное сражение, в котором участвовало более 2000 советских и немецких самолетов. Одновременно в воздухе могли находиться несколько сотен крылатых машин и вестись до 50 воздушных боев. В первые дни гитлеровцы совершали по 1500 вылетов в сутки, но уже через пару недель это число из-за потерь снизилось вдвое. Чему во многом способствовал 16-й истребительный авиаполк, укомплектованный заокеанскими "Аэрокобрами".

Bell P-39 Airacobra, на котором летал герой в 1943 – 1944 годах.
Bell P-39 Airacobra, на котором летал герой в 1943 – 1944 годах.

В то непростое время в небе солировал гвардии капитан Александр Покрышкин (1913 – 1985), демонстрировавший высший пилотаж. Кубань – его звездный час! Каждый день по несколько раз звучало в эфире: "Я – Покрышкин. Атакую…". И этот человек буквально доминировал в воздухе, делал с фашистами, что хотел. Герой СССР летчик Тимофеева вспоминала:

"Когда в воздухе был Покрышкин, то нам казалось, что небо над Таманью становилось чище".

Именно над Кубанью родилось знаменитое:

"Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!".

Так немецкие летчики предупреждали друг друга о нависшей над ними опасности, о чем свидетельствовали наши радисты, которые вели радиоперехват: "Его еще нет, а они уже орут". В апреле над Кубанью знаменитый мастер сбил 10 самолетов врага и ещё 12 в мае. За это 24.05.1943 г. его удостоили звания Героя Советского Союза, а 24.08.1943 г. вручили вторую Звезду, как за сбитые самолеты в небе Кубани, так и за то что помог сделать асами еще несколько молодых ребят.

Александр Иванович внедрил свою тактику воздушного боя, которую разрабатывал с первых дней войны. Именно в небе над Таманью против избранных немецких летчиков Покрышкин применил свои тактические новинки: "кубанская этажерка" и "скоростные качели". Александр – первый в стране трижды Герой СССР. Он сбил 59 самолетов врага лично и 6 в группе крылатых машин.

"Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны".
32-й президент США Франклин Делано Рузвельт (1882 – 1945).

Но всего этого могло и не быть, так как в первый день войны будущий герой по ошибке сбил советский самолет.

Ошибка, которая чуть не стала роковой.

А. И. Покрышкин (в центре) и однополчане у "Аэрокобры". На носу видны отметки о воздушных победах.
А. И. Покрышкин (в центре) и однополчане у "Аэрокобры". На носу видны отметки о воздушных победах.

Войну Покрышкин встретил в Молдавии, где занимал должность замкомэска 55 истребительного авиаполка (ИАП). 22 июня, в 5.10 утра аэродром полка бомбили, но потери оказались небольшими. Днем старший лейтенант Покрышкин летал на разведку. В 17.30 – новый взлет и перед эскадрильей поставили задачу, сопровождать бомбардировщики Су-2, которые должны были уничтожить вражескую переправу у Липкан.

Вначале пилот принял наши Су-2 за гитлеровские самолеты и на своем МиГ-3 их атаковал. Один бомбардировщик задымился и начал падать. Александр же развернулся для атаки второго борта, но тот качнул крыльями, показав красные звезды, и это его спасло. Ошибка оказалась возможной по той причине, что Су-2 был новым, недавно прибывшим в часть легким бомбардировщиком, о котором ничего не знали. Кроме того, до войны в СССР самолеты засекретили до такой степени, что летчики ИАП не имели представления, как выглядят бомбардировщики, а те в свою очередь не видели новых МиГов и Яков.

Маршал авиации Иван Пстыго (1918 – 2009) вспоминал, что под вечер 22 июня 1941 года Су-2 летели бомбить переправу в Молдавии. Вдруг бомбардировщик командира эскадрильи Михаила Гудзенко атаковал один из МиГов, сбил его, но Михаил смог посадить боевую машину на фюзеляж в поле. Командир выжил, а вот штурман Семенов нет.

В 1956 году, когда Покрышкин и Пстыго вместе учились в Академии Генштаба, Иван рассказал однокурсникам данную историю и тут вдруг Александр встал и признал, что это был он. Пстыго шокировано спросил: "Саша, ты шутишь?". Тот ответил, – "Нет, просто у самолетов вид был необычный, незнакомый. Подумал, что фашист". Ну а ещё одной причиной нелепого казуса стал тот факт, что звезды на советских самолетах рисовали слишком маленькими.

Что спасло аса от трибунала?

Лётчики – герои войны, слева направо: Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Федор Шинкаренко в Кремлевском дворце. Фото 1954 года.
Лётчики – герои войны, слева направо: Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Федор Шинкаренко в Кремлевском дворце. Фото 1954 года.

Ошибившегося аса спас хаос первых дней войны. В то время командирам не до трибуналов было, да и летчиков тотально не хватало. 26 июня 1941-го Александр искупил вину, сбив первого фашиста – Messerschmitt Bf. 109, а уже 3 июля начал увеличивать свой счет. Глупых ошибок он больше никогда не допускал, а размер звезд на советских самолетах вскоре в дивизии увеличили.

Справедливости ради стоит сказать, что сын Покрышкина неоднократно свидетельствовал, что отец до последних дней помнил события первого дня ВОВ и корил себя за непростительную ошибку.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.