Работающее в «удаленном режиме» жулье изобретает всё новые способы обмана, паразитируя на остатках того доброго и светлого, что осталось в людях.
В понедельник позвонил знакомый (пусть будет Семен), проживающий в областном центре – его вызвали в полицию, где долго и нудно опрашивали по вопросу одного перевода.
Собирались изымать телефон, но после моего общения со следователем все же передумали – а какие, собственно, основания? Он в перспективе лишь свидетель и не более, при этом сам следователь прекрасно знает об этой схеме. К тому же вызывали «по телефону», без повестки, без официального статуса и т.д.
В итоге «договорились», что Семен перешлет им все электронные выписки, скриншоты операции в приложении. Он затем еще и пообещал, что сам принесет им выписки по счету, заверенные печатью банка и распечатку звонков от оператора. Хотя и это не обязан делать - вполне могут запросить, но он пошел навстречу, понимая, что это быстрее и вроде как он косвенно с этим связан.
Предупредили, что, вероятно, вызовут его еще раз - уже как свидетеля, чтобы подробно все записать.
В чем же причина?
В середине декабря Семен получил на карту перевод 7500 рублей по системе внутренних переводов самого распространенного зеленого банка. Через минут 15 раздался звонок.
Взволнованная женщина умоляла его «пойти навстречу» и вернуть деньги – ошиблась, якобы, в цифре номера телефона и отправила не туда. Просила вернуть по номеру телефона, с которого звонила.
Семен, как добропорядочный гражданин, согласился, но предупредил – сделаю завтра, поскольку наслышан о возможных схемах обмана с отзывом платежа. Сутки прошли, деньги оставались на счете и он с чистой совестью вернул 7500 рублей и забыл о них.
До момента вызова в полицию.
Ситуация банальна: некая гражданка К. нашла где-то в сети Интернет в одной из соц.сетей объявление о продаже слегка б/у автомобильных колес по приятной цене и внесла оплату. Ей даже предоставили скан паспорта, поэтому она поверила на слово. Обещали отправить в течение недели, но добавили в ЧС.
В конце декабря гражданка обратилась в полицию и только-только раскрутился маховик напряженной работы – дело поступило в «нужный» отдел по месту формального завершения преступления. Хотя и тут "органы" отправят его дальше - туда, куда ушли деньги.
Как это вышло?
Все просто. Жулики предлагают будущей жeртве отправить деньги на чужие реквизиты, а затем звонят получателю и просят «вернуть перевод».
В итоге эти нехорошие персонажи пускают по ложному следу следствие, если дело дойдет до него, и выигрывают несколько недель, а то и добрый месяц. К тому моменту даже карта «для сброса» давно заблокирована и вычищена. Хотя она и так 100% гарантии, что оформлена на «левое» лицо.
При этом перевод в таких случаях осуществляется явно по номеру карты, а не по номеру телефона – чтобы отправитель не мог позвонить ни сразу, ни в дальнейшем. Хотя известны случаи и отправки по телефону, когда через 3-5 дней звонил отправитель с наездом – где мой товар?!
Как защититься?
Возвращать перевод можно только по тем реквизитам, с которых они пришли.
Банки, увы, свято блюдут абсурдность «банковской тайны» отправителя платежа. Ты не можешь знать, кто и откуда отправил тебе деньги – таков закон. И не узнаешь полные реквизиты.
Поэтому алгоритм для обеспечения своей безопасности и избавления от нервов хождения по органам таков:
- Посмотрите 4 последних цифры карты, с которой пришел перевод. В каждом приложении банка такая возможность есть.
- Если при оформлении возврата в приложении реквизиты не совпали – задайте вопрос «отправителю».
Обычно набор «отмазок» банален – комиссия меньше, карты нет под рукой, удобнее оттуда снять, номер привязан к другой карте и т.д.
Но все они вас никак не касаются. Если перевод пришел с карты *0101 – то и вернуть вы его готовы только туда же. В противном случае – только через банк. Вы не отказываетесь, вы – подстраховываетесь.
Чтобы окончательно убедиться в том, что перед вами – не запутавшийся безобидный гражданин, а явный обманщик, можно спросить на чье Имя Отчество Ф. отправились деньги, какие реквизиты были использованы и как вы отображаетесь в истории операций.
Так же можно попросить скриншот чека, хотя его могут легко подделать.
Если есть сомнения – смело заявляйте о них и предложите обратиться в банк.
Одновременно уведомите свой банк о поступлении ошибочного перевода и оформите заявку на возврат денег (в большинстве случаев это можно сделать онлайн или по телефону). Как минимум – это упростит возврат денег реальному владельцу, если тот обратиться в банк, как максимум - подтвердить честность ваших намерений.
В любом случае - даже если сомнений в отправителе нет - лучше выждать минимум сутки для предотвращения списания денег ввиду отзыва операции клиентом.
Такие вот дела. От простейшей и по-человечески доброй операции можно обрести массу бестолковых проблем.
А вы сталкивались с такими случаями?