Автор: Е. П. Яковлева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).
Аннотация: В статье, основанной на материалах каталогов аукционов русского искусства последних двух десятилетий, проводимых преимущественно аукционными домами Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, освещаются проходившие через них произведения театрально-декорационного искусства Н. К. Рериха, и определяется их значимость в контексте данного вида искусства и творческого наследия художника в целом. Исследование имеет целью, также пополнение и уточнение изданного в 1996 году самарским издательством «Агни» каталога театрально-декорационного искусства Н. К. Рериха.
Театрально-декорационное искусство – важнейшая составляющая творческой деятельности Николая Константиновича Рериха. С 1905 по 1944 год художник создал порядка пятисот эскизов декораций, костюмов, бутафории, включая варианты и повторения, завершённые работы и наброски. Эскизы предназначались примерно для сорока постановок. Не все получили осуществление, но те, что увидели свет рампы, прославили имя Рериха как художника сцены. Музыкальным и драматическим спектаклям в оформлении мастера в первой половине ХХ века аплодировали зрители Петербурга-Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии, Стокгольма, Милана и других городов. Неугасающий интерес публики и критики вызывало сценическое оформление «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» и балета «Весна священная», поражавших европейских зрителей «Русских сезонов» органичной связью музыкальных и сценических образов Запада и Востока, Древней Руси и доисторического славянства. Реконструкция первой, самой яркой постановки балета Игоря Стравинского «Весна священная» (1913) в хореографии Вацлава Нижинского и оформлении Николая Рериха, начиная с 1987 года, покоряет новые поколения российских, европейских и американских зрителей. И вот совсем недавно, в феврале 2020 года имя Рериха-художника сцены вновь привлекло внимание любителей театрального искусства. Московский оперный режиссёр Дмитрий Черняков использовал эскиз декораций художника к опере-былине «Садко» 1920 года создания, взяв его за основу оформления III картины новой постановки знаменитой оперы Николая Римского-Корсакова – на сцене Государственного академического Большого театра России(1) .
Немалую художественную и историко-культурную ценность представляют театральные эскизы Рериха и как произведения изобразительного искусства. Помимо основного назначения, связанного с оформлением той или иной театральной постановки, они при жизни автора стали предметом художественного собирательства и с 1910-х годов уже входили в российские и зарубежные коллекции.
Не снизился интерес к театрально-декорационному искусству мастера и в наши дни. Об этом свидетельствуют не только музейные экспозиции и временные выставки, но также мировой антикварный рынок, на котором работы Рериха всегда востребованы, а цены на них высоки. Деятельность крупных антикварных аукционных домов Великобритании, США, Европы и России, через которые многократно проходили и проходят произведения Рериха, имеет огромное значение для исследователей художественного наследия мастера, являясь бесценным источником информации о его произведениях, благодаря их точным описаниям и качественным репродукциям в иллюстрированных каталогах аукционов.
Изучение этих каталогов, собственная экспертно-атрибуционная работа автора этих строк и продолжающийся поиск сведений о театральных эскизах Рериха в музеях, частных коллекциях и в литературных источниках разных стран позволили собрать за последние десятилетия значительный материал, который вполне можно использовать в качестве дополнения и уточнения к «Каталогу театральных эскизов Н. К. Рериха», изданному в 1996 году самарским издательством «Агни» в составе монографии «Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха»(2) , впервые осветившей сценическое наследие художника в объёме, наиболее полно выявленном на тот период.
Иллюстрированный «Каталог театральных эскизов Н. К. Рериха» (далее: Каталог) стал своего рода справочником для специалистов, на который опираются при проведении экспертизы и атрибуций произведений художника, при подготовке выставок и лекций о его творчестве. Однако сегодня, во многом благодаря антикварному рынку, удалось выявить «новые» эскизы и уточнить описания работ, ранее опубликованных в Каталоге: часть их не была учтена, часть описана с неточностями или вводилась в Каталог исключительно на основании документов и литературных источников и визуально оставалась неизвестной. В настоящей статье, ссылаясь на каталоги аукционов русского искусства аукционных домов Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Bonham’s, Bukowski’s, приведём некоторые примеры.
Прежде всего, заострим внимание на чрезвычайно важном уточнении, касающемся эскиза декораций к опере А. П. Бородина «Князь Игорь», исполненном Н. К. Рерихом в 1908 году. В Каталоге 1996 года эскиз датирован 1909 годом и значится под № 28 как «Плач Ярославны». Картон, темпера, пастель. 59 × 82. Собрание Н. Н. Блохина, Москва. Первоначально в собрании П. А. Плетнёва, Санкт-Петербург. Описание эскиза сопровождает чёрно-белая иллюстрация, скопированная из известной монографии Сергея Эрнста о Рерихе(3).
Приведённое описание введено в Каталог на основании сведений, полученных от бывшего владельца эскиза, московского коллекционера Николая Николаевича Блохина, в доме которого автору статьи довелось побывать 11 сентября 1983 года. В то время шли усиленные поиски театральных работ Рериха в частных коллекциях и сбор информации о них. В коллекцию Блохина входило произведение Рериха с авторской монограммой в левом нижнем углу лицевой стороны картины. Визуально картина казалась похожей на эскиз декораций с названием «Городская ограда» из сюиты «Князь Игорь» (1909), опубликованный в книге Эрнста. Однако помнится, что в этой картине не было валунов и, кажется, не было просвета в воротах. К сожалению, фотоаппарат отсутствовал, да и фотографировать было неудобно. Николай Николаевич обещал прислать снимок эскиза, но так и не прислал. По его словам, в 1975 году это произведение, будучи собственностью А.Д. Богомолова, экспонировалось на выставке Рериха в Бахрушинском музее, а со слов Богомолова, оно было создано в 1914 году и первоначально принадлежало П. А. Плетнёву, что отражено в монографии Эрнста. Обсуждая вопрос о датировке эскиза и опираясь при этом на опубликованные списки произведений Рериха, мы с Николаем Николаевичем пришли к выводу, что датой создания эскиза следует считать 1909 год (как в книге Эрнста), а не 1914-й.
Когда в середине 1990-х годов готовилось издание монографии «Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха», коллекция Н. Н. Блохина была уже недоступна: в 1993 году Николая Николаевича не стало. Посоветовавшись с издателями, работавшими над книгой, мы приняли ошибочное решение поместить в качестве иллюстрации к описанию эскиза из собрания Блохина похожее на него произведение из книги Эрнста.
Спустя двадцать лет, благодаря ноябрьским торгам шедевров русского искусства лондонского аукциона Sotheby’s 2014 года(4) , история бытования произведения, известного по монографии Эрнста, прояснилась. В каталоге аукциона опубликованы в цвете его лицевая и оборотная стороны. Датированный 1908 годом «Эскиз декорации к опере “Князь Игорь”» (картон, темпера, пастель. 46 × 62,5), воспроизведён в «родной» раме. Здесь же приведено описание эскиза, включающее рубрики «Провенанс», «Выставки» и «Литература». В рубрике «Провенанс» указана коллекция П. А. Плетнева (Санкт-Петербург) и отмечено, что произведение приобретено у него «дедушкой нынешнего владельца в Санкт-Петербурге в 1910 году»(5) .
Истинную ситуацию с первыми владельцами эскиза проясняет оборотная сторона произведения, на которой имеется несколько информационно значимых наклеек. Согласно первой наклейке с логотипом «Союза русских художников» и надписи на ней, «Эскизъ декорацiи къ Князю Игорю» экспонировался на выставке данного объединения. Уточним, что это была VII выставка «Союза…», проходившая с 16 декабря 1909 по 8 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге и с 21 февраля по 31 марта 1910 года в Москве. Обе выставки сопровождались каталогами, но эскиз под № 322 с названием «Кремль. Князь Игорь» входил только в каталог петербургской выставки(6) . Вторая наклейка также с логотипом «Союза русских художников» представляет собой квитанцию № 92, свидетельствующую о том, что картина Н. К. Рериха «Кремль. Князь Игорь» № 322 продана с выставки «Союза…» П. А. Плетнёву. Вероятно, по этой причине произведения не было на московской выставке «Союза…». Третья наклейка связана с экспонированием картины на Выставке русского искусства в брюссельском Дворце искусств (№827 в каталоге), но уже как собственность Павла Пустошкина. Уточним, что выставка, сопровождаемая каталогом(7) , проходила в 1928 году. На четвёртой наклейке приведено название: Эскиз декораций к опере Бородина «Князь Игорь» «Городские ворота», а также имя и фамилия владельца – Павел Пустошкин и его адрес в Гааге (Голландия). Тексты на обеих последних наклейках написаны латиницей. На обороте картины есть ещё одна наклейка – с логотипом журнала «Аполлон» и написанными на ней чернилами фамилией Roerich и цифры 59. Что она означает – установить пока не удалось.
Всё вышеизложенное говорит о том, что в 1910 году с VII выставки «Союза русских художников» эскиз приобрёл петербуржец П. А. Плетнёв. Как его собственность произведение под названием «“Плач Ярославны” из сюиты “Князь Игорь”», датированное 1909 годом, значится в списках работ Рериха, в том числе в монографии о художнике 1916 года(8) и в монографии Эрнста 1918 года, причём в последней опубликована репродукция эскиза(9) . В коллекцию дипломата Павла Константиновича Пустошкина (1886— 1958) эскиз мог поступить не в 1910 году, как полагает его внук, а в конце 1910-х или в 1920-е годы уже за рубежом, где постоянно жил Пустошкин. На аукцион Sotheby’s произведение поступило от внука дипломата в 2014 году. Эстимейт, т. е. предварительная стоимость произведения, составил 195–292 тысячи американских долларов.
Впервые эскиз был опубликован в 1909 году в журнале «Огонёк» под названием «Стены Путивля. – Плач Ярославны (Князь Игорь)»(10). Ссылка на публикацию, а также на каталоги упомянутых выставок и монографические издания, посвящённые творчеству Рериха, приведены в рубрике «Литература», а VII выставка «Союза русских художников» и Выставка русского искусства в Брюсселе – в рубрике «Выставки». Следует отметить, что отличительной особенностью описания каждого лота в каталогах аукционов являются перечисленные рубрики, что также имеет немаловажное значение для исследователей.
Эскиз декораций к IV акту оперы «Князь Игорь», имеющий несколько разных названий, представляет собой место действия – «пустынную под клубящимися тяжёлыми облаками “Ограду города”, где привольное эхо разносит печальный голос Ярославны»11: она просит могучий дух Днепра помочь мужу, князю Игорю. Подобно другим театральным работам Рериха, и этот эскиз по существу является станковой картиной. Сценического воплощения он не получил потому, что в первом «Русском сезоне» 1909 года в Париже из оперы «Князь Игорь» были поставлены только «Половецкие пляски».
Остаётся добавить, что в обновлённом Каталоге досадная неточность, связанная с этим произведением, будет исправлена, а вопросом, какая именно работа Рериха входила в коллекцию Н. Н. Блохина, ещё предстоит заняться.
Отметим, что благодаря каталогам зарубежных аукционов, сегодня известны не учтённые ранее эскизы костюмов к той же опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (1909), к неосуществлённым операм Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1920) и «Снегурочка» (1921), но особенно много не учтённых прежде эскизов костюмов появилось в последние годы к спектаклю по драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», поставленном в Московском Художественном театре (1912). В большинстве своём эскизы проходили через скандинавский аукционный дом Bukowskis в 2005 году. Первоначально, возможно, они принадлежали петроградскому коллекционеру Левкию Ивановичу Жевержееву (1881—1942) – современнику Николая Рериха и одному из создателей Театрального музея в Петрограде.
Внесена ясность и в ряд эскизов декораций к «Пер Гюнту». Например, благодаря каталогу нью-йоркских торгов аукциона Christie’s(12), известно точное описание миниатюрного эскиза «Холмы», упомянутого в Каталоге под № 110. Установлено и местонахождение эскизов декораций «Красные горы» и «Пещера троллей» – американский Amherst College, куда произведения поступили в дар от Даниэля Фарба в 1991 году.
В 1912 году Рерих оформил также сказку А. Н. Островского «Снегурочка» для Русского драматического театра А. К. Рейнеке в Санкт-Петербурге. Декоративный, красочный, завораживающий эскиз декораций под названием «Палаты Берендея»(13), опубликованный в Каталоге под № 139 в чёрно-белом воспроизведении, в лондонском каталоге июньского аукциона MacDougall’s 2011 года(14) не только точно описан и напечатан с качественной цветопередачей в максимально возможном формате – на развороте издания, но и сопровождается подробно прописанными рубриками «Провенанс», «Выставки» и «Литература», а также аннотацией Гвидо Трепша – сотрудника Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Воспроизведённый там же оборот эскиза своими наклейками документально подтверждает экспонирование произведения на выставках «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и Киеве (1913) и на Балтийской выставке в городе Мальмё (1914). Эстимейт картины составил 290–400 тысяч фунтов стерлингов.
Перечень примеров продаж театральных работ Рериха на мировых аукционах можно ещё долго продолжать, но остановимся на последнем открытии – на не описанных ранее трёх вариантах эскиза декораций к опере «Садко» с условным названием «Горница в доме Садко», известных как “Sadko’s Palace” и “Sadko’s Chamber”. Об одном из них, положенном в основу оформления III картины новой постановки оперы «Садко» в Большом театре России, уже упоминалось.
Согласно проведённому исследованию, варианты эскиза декораций III картины в числе четырёх других эскизов декораций к опере «Садко» («Волхов», «Высота поднебесная (Корабль Садко)», «Новгородский рынок» и «Подводное царство (Глубина морская)») Николай Рерих создал в 1920 году для знаменитого Королевского театра Ковент Гарден в Лондоне.
Незадолго до этого, летом 1919 года он прибыл в столицу Великобритании по приглашению известного английского дирижёра и импрессарио Томаса Бичема и организатора «Русских сезонов» Сергея Дягилева с целью оформления спектаклей русской оперной классики на сцене Ковент Гарден. К началу 1920 года художник уже создал эскизы декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка», опере Бородина «Князь Игорь» и эскиз декораций к музыкальной драме Модеста Мусоргского «Хованщина», а в начале 1920 года – эскизы к опере «Садко» и позднее – к балету «Весна священная» в хореографии Леонида Мясина.
К сожалению, банкротство сэра Бичема не позволило осуществить постановку «Сказки о царе Салтане», «Хованщины» и «Садко». «<…> а мне его хотелось сделать, – вспоминал Рерих об опере «Садко». – Палаты Садко, новгородская пристань, корабли – всё это мне так знакомо. Теперь эти эскизы разлетелись и никогда не сойдутся вместе»(15).
Действительно, эскизы разлетелись по разным коллекциям, и лишь один из них, третий вариант, первоначально принадлежавший Адольфу Левенсону в Нью-Йорке, а в 1930-е годы – Эмили и Ричарду Стернс в штате Массачусетс, многократно воспроизводился в разных изданиях, в том числе в Каталоге под № 348, благодаря чему стал широко известен (16). 30 ноября 2016 года он был выставлен на торги лондонского аукциона Bonham’s (lot 49), и как представляется, именно этот эскиз использовал Дмитрий Черников при оформлении III картины новой московской постановки. В отличие от расписных декораций столетней давности, теперь на сцене появились сложные трёхмерные конструкции монументальных форм.
Второй вариант эскиза «Горница в доме Садко» (Каталог, №349) близок предыдущему не только техникой исполнения, материалом и размерами(17), но и своим образно-композиционным решением, соответствующим либретто III картины, когда действие происходит ранним утром внутри горницы дома Садко, где молодая жена новгородского гусляра Любава Буслаевна стоит у оконца в ожидании супруга. Владельцем этого эскиза со временем стал известный американский коллекционер произведений Николая Рериха Джо Джагода из Далласа.
Первоначальным же вариантом является одноимённый эскиз декораций, не учтённый в Каталоге 1996 года(18). Впервые он был выставлен на торги аукциона Sotheby’s летом 2020 года. О том, что именно с него началась работа над оформлением III картины, со всей убедительностью свидетельствуют образно-художественные, композиционные и стилистические особенности эскиза, в котором автор, как бы ещё обдумывая место будущего действия, остановил свой выбор на изображении аскетичного помещения характерного древнего жилища новгородского купца – горницы, в которой будут кипеть страсти и прозвучит знаменитая ария Любавы.
На обороте эскиза сохранилась выставочная наклейка, согласно которой в 1920 году он экспонировался на выставке Николая Рериха в лондонской галерее Гупел19, что отражено в сопровождающем выставку каталоге(20). По словам современного владельца эскиза, вскоре после выставки его дедушка и приобрёл это произведение. Оно никогда не публиковалось, оставаясь неизвестным исследователям. Первой публикацией стало воспроизведение эскиза в июньском каталоге Sotheby’s 2020 года.
Выставка Рериха в галерее Гупел, названная им «Очарования России» (“Spells of Russia”), экспонировалась с апреля по июнь 1920 года и, по словам современников, «прошла с очень большим успехом», став крупным художественным событием в Лондоне. Разместившись в четырёх залах на двух этажах галереи, экспозиция включала 198 произведений живописи и театрально-декорационного искусства разных лет создания. Существует большая художественно-критическая литература, посвящённая этой выставке, в которой авторы рецензий не скрывали своего восхищения перед живописным талантом русского художника.
Остаётся добавить, что театральные эскизы наряду со станковыми картинами Николая Рериха экспонировались на многих выставках. Там и приобретали их первые владельцы, от которых со временем произведения перемещались к другим владельцам; нередко это происходило с помощью антикварного рынка. Издесь нельзя не подчеркнуть, что каталоги антикварных аукционов, помимо прямого назначения знакомить потенциальных покупателей с произведениями искусства, играют огромную роль в научно-исследовательской работе искусствоведов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Согласно замыслу режиссёра, авторами оформления пяти картин (актов) оперы, помимо Николая Рериха, стали известные русские художники Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Иван Билибин и Владимир Егоров. Каждый из них в 1900–1920-е годы оформлял оперу «Садко» в разных российских театрах.
2 Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. – Самара: Агни, 1996. В 1998 году содержание монографии составило значительную часть докторской диссертации автора. См.: Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья. Дисс. …доктора искусствоведения. – СПб., 1998.
3 Эрнст С. Р. Н. К. Рерих. – Пг., 1918. – С. 119; вклейка.
4 Sotheby’s. Important Russian Art. – London. 24.11.2014. – P. 32–35. – Lot 7.
5 Там же. – Р. 32.
6 Каталог VII выставки картин Союза русских художников. – СПб., 1910. – С. 21. – № 322.
7 Exposition d’artrusse ancien et moderne. Mai–Juin 1928 / Préface par P.Bautier, L. Dumont-Wilden. Palais des Beaux-Arts de Bruxelles. [Bruxelles, 1928]. № – 827. См. также: Авдюшева-Лекомт Н. А. О выставке русского искусства в Брюсселе 1928 года // Известия Уральского государственного университета. Серия первая: Проблемы образования, науки и культуры. – Екатеринбург: Уралуниверситет, 2007. – № 52. – С. 241–261.
8 Рерих. – СПб., 1916. – С. 216.
9 Эрнст С. Р. Н. К. Рерих. Указ. соч.
10 Огонёк. – 1909. – № 20. – 16/26 мая.
11 Цит по: Эрнст Р. С. Н. К. Рерих. – С. 79.
12 Christie’s. – New York. 18.04.2007. – Lot 8.
13 Н. К. Рерих. Палаты Берендея. Эскиз декораций к сказке А. Н. Островского «Снегурочка». 1912. Холст, темпера. 55,5 × 71. Частное собрание.
14 MacDougall’s. – London. 08.06.2011. – Lot 23.
15 Рерих Н. К. Встречи // Рерих Н. К. Листы дневника. В 3-х т. – Т. I. – 2-е изд. – М.: МЦР, 1999. – C. 194.
16 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Третий вариант. 1920. Темпера, холст. 50 × 76,5. Местонахождение неизвестно.
17 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Второй вариант. 1920. Темпера, холст. 50,8 × 76,2. Коллекция Джо Джагода, Даллас, США.
18 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Первый вариант. 1920. Темпера, холст. 35,5 × 45,5. Частное собрание.
19 The Goupil Gallery 5, Regents Street, Waterloo Place, London S. W.
20 Exhibition catalogue Nicolas Roerich. Spells of Russia, London: The Goupil Gallery. 1920. – Р. 14. – № 171.
9 Эрнст С. Р. Н. К. Рерих. Указ. соч.
10 Огонёк. – 1909. – № 20. – 16/26 мая.
11 Цит по: Эрнст Р. С. Н. К. Рерих. – С. 79.
12 Christie’s. – New York. 18.04.2007. – Lot 8.
13 Н. К. Рерих. Палаты Берендея. Эскиз декораций к сказке А. Н. Островского «Снегурочка». 1912. Холст, темпера. 55,5 × 71. Частное собрание.
14 MacDougall’s. – London. 08.06.2011. – Lot 23.
15 Рерих Н. К. Встречи // Рерих Н. К. Листы дневника. В 3-х т. – Т. I. – 2-е изд. – М.: МЦР, 1999. – C. 194.
16 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Третий вариант. 1920. Темпера, холст. 50 × 76,5. Местонахождение неизвестно.
17 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Второй вариант. 1920. Темпера, холст. 50,8 × 76,2. Коллекция Джо Джагода, Даллас, США.
18 Н. К. Рерих. Горница в доме Садко. Эскиз декораций к опере «Садко». Первый вариант. 1920. Темпера, холст. 35,5 × 45,5. Частное собрание.
19 The Goupil Gallery 5, Regents Street, Waterloo Place, London S. W.
20 Exhibition catalogue Nicolas Roerich. Spells of Russia, London: The Goupil Gallery. 1920. – Р. 14. – № 171.
#Рерих
#театр
#наука
#декорации