Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я продолжаю рассмотрение одного из последних пробников, который писали в российских школах 21 января 2022 г. Сегодняшняя статья посвящена тестовой части второго варианта этого пробника. Задания 1-3 особой оригинальностью не отличаются, кроме, может быть, 1-го. В нем необходимо сперва определить число внешних электронов (в данном случае - номер группы), затем - общее число электронов (номер элемента). Найти разность между этими числами (внутренние электроны) и выбрать необходимые ответы.
В 4 задании, как и предыдущем варианте этого пробника, необходимо для каждой частицы определить количество сигма-связей и умножить их на 2 (количество электронов, участвующих в образовании одной сигма-связи).
5 задание - типовое. Но нелишне напомнить, что в нем могут быть и кислоты, количество атомов водорода в которых не соответствует их основности (двухосновная фосфористая кислота Н3РО3 и одноосновная фосфорноватистая кислота Н3РО2).
Успешное выполнение 6 задания основано на знании того, что соли 4 двухвалентных металлов (меди, магния, свинца и олова) вступают в реакцию совместного гидролиза при смешивании их растворов с растворами карбонатов. При этом выпадает осадок основного карбоната и выделяется газ. Нитрат серебра - не гидролизуется. При его взаимодействии с карбонатом (в растворе) выпадает желтоватый осадок карбоната серебра.
7 задание - типовое, кроме, возможно, редко встречающейся реакции оксида фосфора с углеродом.
8 задание - типовое.
9 задание - также оригинальностью не отличается.
В 10 задании упоминаются редко встречающиеся простые эфиры фенола (думаю, наступит и их очередь, там много интересностей может быть) и сложный эфир масляной кислоты (этилбутират или этилбутаноат).
В 11 задании я бы отметила первую пару изомеров: здесь пригодится знание того, что как при формировании циклической структуры, так и при образовании одной пи связи из молекулы вещества уходит два атома водорода.
12 задание интересно винилацетатом, при гидролизе которого образуется неустойчивый виниловый спирт, изомеризующийся в ацетальдегид
15 задание, с моей точки зрения , просто - "фейерверк" относительно редко встречающихся вопросов:
-получение уксусной кислоты карбонилированием метанола(промышленный способ получения уксусной кислоты)
-дегидратация фталевой кислоты (было бы интересно рассмотреть в параллельности и терефталевую кислоту)
декарбоксилирование малоновой кислоты (было бы интересно рассмотреть в параллельности и янтарную кислоту)
В 16 задании упоминается очень редко встречающаяся (в формате ЕГЭ) реакция взаимодействия альдегидов ( и кетонов) с этиленгликолем, приводящая к образованию циклического ацеталя. На моей памяти эта реакция встречалась в разного рода пробниках всего 3 раза.
Содержание 17 вопроса в рассматриваемых вариантах является поводом для того, чтобы еще раз заострить внимание на классификации реакций в органической химии. Реакция 1- радикальное замещение, реакция 3 - электрофильное замещение, реакция 5 - нуклеофильное замещение.
В 18 задании необходимо вспомнить, что рН и концентрация кислоты связаны функциональной зависимостью(чем меньше рН, тем больше концентрация кислоты, в данном случае - соляной)
В 20 задании - интересно получение бертолетовой соли электролизом горячего водного раствора щелочи (без диафрагмы). В этом случае в прикатодном пространстве образуется щелочь. Она будет вступать во взаимодействие с выделяющимся на поверхности анода хлором.
Общее ощущение от рассмотренной тестовой части - достаточно равномерное вкрапление в блок типовых заданий вопросов повышенной сложности, требующих глубокого знания программного материала.
В следующей статье рассмотрю С-часть второго варианта. В ней есть свои особенности.
Всего доброго!