Найти в Дзене
История и культура Евразии

Действия дивизии "Великая Германия" на Дону в июле 1942 года

Оглавление

Севернее 24-й танковой дивизии в начале июля 1942 года к Дону шла моторизованная дивизия "Великая Германия". Перед ней стояла важная задача - захват автомобильного и железнодорожного мостов через Дон.

Подразделения дивизии «Великая Германия» в излучине Дона, июль 1942 года
Подразделения дивизии «Великая Германия» в излучине Дона, июль 1942 года

Авангард "Великой Германии" вышел к Дону в районе Петино и с ходу переправился через водную преграду к 11.00 4 июля 1942 года на надувных лодках. При этом на западном берегу еще оставались большие группы советских бойцов, которые скрывались в зарослях. Поэтому немцы вернулись на западный берег и возобновили движение единой колонной в поисках устойчивой переправы.

Немцы врываются с востока на станцию Латное на западном берегу Дона. На станции возникает паника и немцы легко выбивают советские части. Единственные кто оказал им сопротивление были два бронепоезда. Команды бронепоездов метким огнем пулеметов накрыли автоматчиков и многих уничтожили. Но что плохо - орудия бронепоезда на корме и носу стреляли только вдоль пути. Это позволило немцам окружить бронепоезда и заставить команды их покинуть. Во время боя погиб только один красноармеец из команд бронепоездов, семеро было ранено и 48 пропало без вести.

Немцы захватили станцию и сразу установили новый порядок - расстреляли всех в военной форме и даже мобилизованных трактористов из окрестных сёл.
Солдат транспортного батальона «Великая Германия» с ящиком свиных консервов на плече. Лето 1942 года
Солдат транспортного батальона «Великая Германия» с ящиком свиных консервов на плече. Лето 1942 года

Во второй половине 4-го июля передовые части "Великой Германии" вышли к железнодорожному мосту в Семилуках. Его охраняет часть 605-го полка 232-й стрелковой дивизии и бронепоезд. Мост к сожалению не был подготовлен к взрыву (не ожидали такого быстрого немецкого прорыва).

Все немецкие атаки, несмотря на поддержку бронетехники отражались мощным огнем с восточного берега. После этого советские бойцы выкатывают на мост горящий состав и тот загораживает проезд по нему.

В ночь на 5 июля советские саперы взрывают крайнюю ферму моста. Это окончательно делает невозможный движение по нему.

Потерпев фиаско с железнодорожным мостом, немцы бросились к недалеко находившемуся автомобильному мосту у Старых Семилук. Его защищал усиленный 3-й батальон того же 605-го полка (950 человек). Несмотря на яростное сопротивление батальон был рассеян. Но советские саперы смогли частично взорвать мост. Однако, немецкие мотоциклетчики захватили этот автомобильный мост, 70 пленных и обезвредили его от оставшейся взрывчатки.

Но все равно мост был не пригоден и следующие 5 июля немецкие саперы наводили свой понтонный мост.
Солдат дивизии с винтовкой Mauser 98k с установленным на нём дульным гранатомётом.
Солдат дивизии с винтовкой Mauser 98k с установленным на нём дульным гранатомётом.

6 июля немцы перебросили через построенный мост тяжелую технику и затем начать наступление на Воронеж.

Таким образом, немцы вышли к Дону и захватили переправы раньше чем большинство советских частей которые отходили к реке.

За день боев 4 июля в "Великой Германии" было 32 убитых и 145 раненых.

Статья подготовлена на основе видео на канале TacticMedia: Игорь Сдвижков. Операция "Блау". Неудача дивизии "Великая Германия"

Статьи по теме: "План вермахта "Блау" - операция по захвату нефтяных промыслов Кавказа в 1942 году"

Статьи канала "История и культура Евразии за январь 2022 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 17 января 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" в 2021 году