Последние три дня я провела на программе дополнительного образования "Тьюторское сопровождение подростков" в Новой школе.
Для тех, кто не очень знаком с понятием тьюторства (всё-таки профессия это новая и находится на стадии становления), необходимо дать некоторые пояснения и определиться с терминами. Должность «Тьютор» присутствует в ЕКС (Едином квалификационном справочнике должностей) с 2010 года. В 2017 г. Министерство труда и социальной защиты разработало профессиональный стандарт специалиста в области воспитания, куда включило 6 должностей: социальный педагог, старший вожатый, воспитатель, педагог-организатор, педагог-библиотекарь и, наконец, тьютор.
В функции тьютора входит сопровождение образовательного движения учащегося, а также организация его образовательной среды.
Этапы тьюторского действия выглядят следующим образом:
При этом важно понимать отличие тьюторской позиции от экспертной: тьютор - это не учитель, не ментор, не коуч, не психолог. В основе тьюторской позиции лежит беоценочное принятие всего, что говорит и делает ребёнок.
Понять что такое тьюторское сопровождение лучше всего поможет следующая метафора: вы идёте с ребёнком по полю в темноте и вы светите ему фонариком. При этом если у вас возникает искушение светить только в одну сторону, но вы должны это искушение побороть и лишь следовать за ребёнком, фактически выступая в роли фонарика в его руке.
В своей работе тьютор устанавливает контакт с ребёнком (иногда на это уходит не один месяц), проясняет и фиксирует запрос (важно: без запроса тьютор не работает!), выявляет зону ближайшего развития (ЗБР), планирует действия в ЗБР, рефлексирует, взаимодействует с родителями.
Последний пункт может быть особенно сложным. Мы все сталкивались с родителями, принимающими сверх-активное участие в жизни своих детей. "Да, ты можешь быть кем хочешь когда вырастешь, но математика и английский - это же так важно, поэтому вот тебе два репетитора и подготовка к олимпиаде".
Это крайне сложная профессиональная роль, в которой нужно бережно сопровождать ребёнка в его образовательном движении, не поддаваясь искушению свалиться в позицию ментора или коуча. Самое сложное, на мой взгляд, - это абсолютное принятие всего, что делает ребёнок, его права на ошибку.
Эта роль, на мой взгляд, ближе не к педагогической, а к психологической сфере. Не случайно, что тьюторы в обязательном порядке проходят супервизию, а также им настоятельно рекомендована личная терапия.
Так вот итогом этого трехдневного интенсива стало то, что я очень отчётливо поняла, что профессия тьютора не для меня. Мне гораздо ближе экспертная позиция. Я убедилась, что в своей роли учителя английского языка я могу сделать больше, чем в любой другой смежной роли.
При этом часть техник - по установлению контакта, по работе над целеполаганием, по конструированию профессиональной пробы и т.д. - я положу в свою копилку. Уверена, что они мне пригодятся.