Найти тему
//testing.education();

Провальные стартапы

Оглавление

Истории взрывных интернет-компаний, достигших успеха и состояния за 2-3 года, всегда вдохновляют и мотивируют. Но не стоит забывать о так называемой систематической ошибке выжившего. Поэтому с удовольствием поделюсь с вами судьбами провальных стартапов.

TheGlobe: рекордный взлёт и падение

-2

В далёком 1994 году два студента Корнельского университета Тодд Крайзельман и Стефан Патернот создали и запустили первую в мире социальную сеть TheGlobe.com. Возможность завести личную страничку, общаться с друзьями и создавать группы по интересам, которую сегодня мы видим в привычном нам Facebook или ВК, тогда произвела настоящий фурор. Менее чем за 4 года предприимчивые студенты сумели привлечь инвестиции и наняли штат сотрудников. 13 ноября 1998 года во время IPO TheGlobe установила рекорд: в первый же день акции компании выросли на 606%, а рыночная капитализация оценивалась в 842 млн долларов. Однажды Стефана Патернота заметили в ночном клубе, танцующего со своей девушкой. Тогда он сказал: «Девушка есть. Деньги есть. Я готов наслаждаться этой отвратительной, но сладкой жизнью». А потом так называемый «пузырь доткомов» лопнул, акции компании упали с 97 долларов до 10 центов за штуку. Какое-то время на сайте продавались компьютерные игры, а в 2007 году он стал окончательно недоступен.

flooz.com: сертификаты и русские хакеры

-3

А в 1999 году благодаря Роберту Левитану родился проект flooz.com. Смысл затеи «простой как трусы»: любой человек мог приобрести сертификат неограниченного номинала по курсу 1 доллар = 1 флуз. Этот сертификат можно было подарить другу, отправив его по электронной почте. Счастливый обладатель сертификата, в свою очередь, мог тратить средства в магазинах-партнерах. Сервис обрастал новыми выгодными сделками, а в масштабной рекламной компании приняла участие сама Вупи Голдберг. В 2000 году flooz.com насчитывал уже 750 000 клиентов, которые потратили на сертификаты 25 млн долларов. А  уже 10 августа 2001 года сайт www.flooz.com перестал работать. В магазинах-партнерах исчезла возможность оплачивать товар flooz-сертификатами. Официальная версия приостановки деятельности - слияние сервиса с другой компанией. Никакого слияния не случилось, зато была запущена процедура банкротства. Доподлинно неизвестно об истинных причинах гибели перспективной компании, но одна из вероятных версий - атака русских хакеров, укравших данные кредитных карт покупателей flooz-сертификатов и активно отмывающих с их помощью наличность. ФБР плотно занялось этим делом, счета компании заморозили, и ни о какой деятельности речи больше не шло. Масштаб провала весьма значительный, потому что Левитан смог привлечь и потратить 35 млн долларов венчурного капитала.

formspring.me: все ответы получены

-4

Сервис-вопросник был запущен в ноябре 2009 года Эйдом Олоно. В приложении можно было задавать любые вопросы любому пользователю, в том числе и анонимно. В первый месяц существования в проекте зарегистрировались 1 млн пользователей. Спустя 2 года сервис насчитывал 25 млн активных пользователей и 15 млн долларов привлечённых инвестиций. Анонимность стала главной фишкой приложения, что породило вседозволенность. В 2013 году Эйд объявил о закрытии проекта из-за стратегических проблем и недостатка финансирования. В течение двух недель пользователи могли скачать архив своих вопросов и ответов, после чего сервис ушёл в офлайн.

Secret или «благими намерениями..»

-5

Соцсеть для обмена анонимными сообщениями была создана в конце 2013 года молодым инженером Дэвидом Байтау и программистом Крисом Бадер-Векслером. Основатели долго искали идею для стартапа, которая могла бы захватить их всерьёз и надолго. Основная идея сервиса - возможность быть честным, анонимно делиться переживаниями, найти поддержку или оказать помощь. Работало это так. Аккаунт в Secret синхронизировался с  аккаунтом Facebook или телефонной книгой, и у пользователя появлялась возможность отправлять контактам анонимные сообщения. Эта идея также вдохновила и инвесторов, поэтому Байтау смог без труда сразу привлечь почти 1,5 млн долларов инвестиций. В 2014 году на пике популярности приложением пользовались 15 млн пользователей, при этом львиная доля трафика была из России. Было привлечено более 25 млн долларов инвестиций. К сожалению, наш мир суров и жесток, в нем «анонимность» = «безнаказанность». Сперва сервис стали использовать в качестве площадки для сплетен, во время которых часто раскрывалась конфиденциальная информация. Например, было популярным обсуждение работодателей и зарплат. А вскоре и вовсе Secret стал удобным местом для троллинга, угроз, издевательств и осуществления мести. В том же году Бадер покинул компанию. Стали появляться более удобные приложения для анонимного общения, начался отток активных пользователей Secret. В 2015 году Байтау принял тяжелое решение и закрыл проект. Незадействованные средства были возвращены инвесторам. Про себя Байтау тоже не забыл и успел купить себе красный Ferrari. Как итог, Дэвид признал, что его детище стало не таким, каким он его видел и о каком мечтал. При разработке и последующих обновлениях основной упор делался на приятный дизайн и интуитивность, потому что Байтау полагал, что красота привлечёт красоту. Но удержать такое приложение на плаву ему оказалось не под силу.

Спутник, который хотел, но не смог..

-6

Национальная поисковая система «Спутник» была создана в 2014 году. Проект разрабатывался «Ростелекомом» по заказу правительства. Социально-ориентированный поисковик должен был подвинуть двух именитых гигантов, а в итоге не смог подобраться даже до третьесортных сервисов. Первоначальные ориентиры «Спутника»: государственная поисковая система, то есть используемая как самими государственными структурами, так и обычными гражданами в контексте взаимодействия с этими структурами. Но в какой-то момент вектор развития изменился в сторону конкуренции с «Яндекс» и «Google», что являлось провальной затеей по определению. «Спутник» не смог предложить ничего принципиально нового, кроме участия государства в поисковой выдаче. Как вы понимаете, вряд ли этот факт играл на руку поисковику. Различные статистические данные по переходам подтвердили, что «Спутником» почти никто не пользовался. В 2018 году «Ростелеком» инициировал процедуру банкротства дочерней компании ООО «Спутник». Через 2 года на главной странице сервиса пропал главный атрибут - поисковая строка, зато появилась возможность скачать браузер СпутникЛаб.

В целом на проект было потрачено около 26 млн долларов за все 6 лет существования поисковика, не такая уж и большая сумма для такого масштабного начинания. Если рассматривать его в контексте взаимодействия с государственными учреждениями, то эти функции были успешно реализованы в сервисах «Госуслуги», «Мои документы», «Налоги» и прочих. А рассматривая «Спутник» с позиции конкурентной борьбы, следует понимать, что не было предложено ни одной интересной фичи, чтобы рядовой пользователь изменил своим привычкам и попрощался с «Google».