Найти тему
Sisyfos

Главная экранизация "Ревизора". О фильме Владимира Петрова

Кадр из экранизации "Ревизор" 1952 года Мосфильм
Кадр из экранизации "Ревизор" 1952 года Мосфильм

Продолжаю серию статей, посвященных экранизациям небезызвестной пьесы Н.В.Гоголя. Сегодня хочется поговорить о переложении "Ревизора" на киноэкраны 1952 года. В этом нам поможет работа советского режиссера Владимира Петрова. Немножко о нем.

Фото Владимир Петров
Фото Владимир Петров

Биография обладателя латунной медали и кубка Международного Венецианского кинофестиваля очень недетальная и, как говориться, туманная. Ходило огромное количество слухов и доводов о деятельности Владимира Петрова во время Гражданской войны. Были мнения о том, что он участвовал в Первом Кубанском походе; был начальником контрразведки у Антона Деникина; служил в ставке барона Врангеля. Некоторые считали его английским шпионом, так как режиссер некоторое время стажировался в театре Гордона Крэга. Вот такая у автора экранизации "Ревизора", возможно, была бурная жизнь.

"Какой пассаж" кадр из фильма Мосфильм
"Какой пассаж" кадр из фильма Мосфильм

Авторы фильма сохранили творческий подход к переложению литературного анекдота, созданного нашим классиком Н.В.Гоголем (при участии, конечно, А.С.Пушкина). В этой экранизации в первый и последний раз был определен настоящий оригинальный посыл пьесы. Карикатурный абсурд заключается именно в сложившейся перед читателем/зрителем ситуации. Читая оригинальную пьесу, мы различаем для себя типы поведения каждого чиновника, его индивидуальный подход к решению ситуации с ревизской проверкой. Излишняя серьезность "заинтересованных" противопостааляется веселой мальчишеской игре Хлестакова, для которого проблема старых коррумпированных дедков абсолютно неинтересна.

"Она сама себя высекла!" кадр  из фильма Мосфильм
"Она сама себя высекла!" кадр из фильма Мосфильм

Это и определяется мастерством актера, изображающего не эфемерную и выдуманную "картонку", а живого человека, хоть и чиновника. Именно эту особенность и теряют другие экранизации.

"Как ревизор!?" кадр из фильма Мосфильм
"Как ревизор!?" кадр из фильма Мосфильм

Игра подобранного актерского состава здесь на высоте. Скорее всего, имена многих из них для современного любителя кино незнакомы. Поэтому не буду нагружать Вас, читатель, информацией о каждом из них.

"Как? Только два блюда?" кадр из фильма Мосфильм
"Как? Только два блюда?" кадр из фильма Мосфильм

Некая театральность в манере изложения текста, яркие гипертрофированные эмоции только идут фильму на пользу. Зритель для себя сможет легко выделить отличительные черты каждого из них. Чиновники не сливаются в одну огромную грохочущую массу.

"И с Пушкиным на дружеской ноге" кадр из фильма Мосфильм
"И с Пушкиным на дружеской ноге" кадр из фильма Мосфильм

Декорации и грим, все же, излишне выбиваются из общего антуража "мира беспредела коррупции". Но костюмы исправляют все положение. Герои фильма как будто сошли с иллюстраций А.Н.Кардовского знакомых нам со школьной поры. Яркие, цветастые, детальные. Стиль той эпохи. Как Н.В.Гоголь писал в "Мертвых душах": "Фестончики, все фестончики!" Если бы не накладные носы с этой неестественной периной на лицах чиновников, было бы вообще прекрасно.

"Гости" А.Н.Кардовский иллюстрация к пьесе
"Гости" А.Н.Кардовский иллюстрация к пьесе

Говорить о содержании киноленты бессмысленно, ведь сценаристы перенесли сюжет и оригинальный текст очень детально и подробно. Сокращения были очень осторожно скрыты, бесшовно вплетены в структурный поток. Ключевые моменты, определяющие основные достоинства оригинального материала, авторами сохранены.

"Немая сцена" кадр из фильма Мосфильм
"Немая сцена" кадр из фильма Мосфильм

Я начал обращать внимание на данный критерий после просмотра другой экранизации "Ревизора", где изменения и "переделки", по другому я не могу выразиться, полностью обесценили труд Н.В.Гоголя.

Но об этом в следующей статье серии.

Спасибо за внимание.

#кино #литература #знаменитости