У современной молодежи фамилия Микоян чаще всего ассоциируется с Микояновским мясокомбинатом, который одно время рекламировали по телевидению.
На самом деле, Анастас Иванович Микоян (1895 - 1978 гг) не был поклонником колбасных изделий.
Хотя этот человек очень много сделал для развития отечественной промышленности, Анастас Иванович, как ни странно, был вегетарианцем.
В детстве маленький Анастас не знал, что такое колбаса, да и мясо было только по праздникам, поэтому и ели в семье растительную пищу. Позже стал есть рыбу и мясо.
Внук Анастаса Микояна Стас Намин, вспоминал, что дед всегда был малоежкой, но любил угощать. Жила семья Микоянов в Армении очень бедно, и мясо ели по праздникам.
После окончания семинарии Анастас воевал на полях Первой мировой войны, заболел малярией и вернулся в тыл.
Нашлось место Анастасу Ивановичу Микояну в новом правительстве большевиков.
Начал свой политический путь еще при В.И. Ленине и закончил при Л.И. Брежневе:
«От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
ЕМУ ДОВЕРЯЛ СТАЛИН
В 1926 году Анастас Иванович возглавил Наркомат внутренней и внешней торговли СССР. В 1934 году стал наркомом пищевой промышленности.
Молодой нарком с большим воодушевлением принялся за подъем пищевой промышленности нового государства. Сталин иногда даже подшучивал над Микояном, что для него производство колбасы, сыра и мороженого важнее, чем строительство коммунизма.
И.В. Сталин доверял своему наркому. И даже доверил поездку в США, чтобы узнать, что новенького и интересного придумали американцы.
КАК И ЧЕМ КОРМЯТ В США
В 1936 году Анастас Иванович поехал в США. Делегация СССР пробовала многие продукты и отбирала лучшее для дальнейшего внедрения в стране Советов. Так, попробовав мороженое, выбрали для дальнейшего производства пломбир сливочный, крем-брюле, фруктовое.
В Москве построили фабрику по производству мороженого. Правда, оборудование купили в Америке. Мороженое стало одним из любимых лакомств советских людей. Да, и сам нарком очень полюбил этот десерт.
Пришлись по вкусу и знаменитые американские гамбургеры. Вскоре в СССР появились «горячие московские котлеты с булочкой». Стоил «гамбургер по-советски» 50 копеек.
"Продажа котлет встречена у нас очень хорошо потребителями, и торговля шла бойко. Лишь война помешала широко распространить это начинание по всей стране».
А.И. Микоян. Из воспоминаний
Делегацию впечатлели производство рыбных консервов в масле, сгущенного молока, овощные и фруктовые соки.
Но, если в Америке самым популярным соком был апельсиновый, то где взять цитрусовые в СССР. Тогда решили выпускать томатный сок вместо апельсинового.
И уже в тридцатые годы были возведены и начали работать мясокомбинаты и консервные заводы.
"ОТЕЦ" ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ
Благодаря ему на прилавках советских граждан появилась колбаса докторская. В документах того времени было написано, что она предназначалась
«больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма».
Рецепт колбасы оставался неизменным вплоть до конца 50-х годов прошлого века.
По американской технологии построили 178 хлебозаводов
«Незачем изобретать велосипед… Много было взято нами у американцев. Например, мы привезли из Америки механизированный способ изготовления булочек, которые до того изготовлялись вручную и назывались «французскими». Новый тип булок мы назвали «городскими».
А.И. Микоян. Из воспоминаний
В 1939 году вышло первое издание «Книги о здоровой и вкусной еде» - это тоже результат деятельности Анастаса Ивановича.
Ввел рыбный день по четвергам.
Заслуга А.И. Микояна и в том, что с его легкой руки советские граждане познакомились с игристым алкогольным напитком - Шампанским. В основу "Советского шампанского" легла рецептура князя-винодела Льва Голицына.
В годы Великой Отечественной войны для Микояна на первый план вышло снабжение Красной Армии продовольствием, горючим и вещами. Этим и занимался Микоян А.И. и получил в 1943 году звание Героя Соцтруда.
"ОТЕЦ" РЕКЛАМЫ
Для продвижения товаров ввел рекламные слоганы.
«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы».
Реклама крабов появилась после того, как в 30-е годы прилавки магазинов наводнили крабовые консервы и никто их не покупал.
«Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
В.Бережков, переводчик Сталина
На гастрономической выставке в США делегации приглянулся майонез. Но долгое время советские хозяйки отказывались покупать эту приправу. Вход пошла реклама с плакатов
«Майонез – лучшая готовая приправа».
Вот так человек, который в молодости был вегетарианцем, продвигал в стране мясные, молочные продукты и заложил основы пищевой промышленности СССР.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.