Найти тему
Авиационное обозрение

Самые малочисленные иностранные самолеты поставленные в СССР во время Великой Отечественной войны. Часть четвертая.

Здравствуйте. Завершаем обзор по зарубежным самолетам, которые были поставлены в Советский Союз от союзников (США и Великобритании) в годы Второй Мировой войны. Ранее, в рамках этой темы вышло уже три статьи. Ссылка на предыдущую часть будет приведена в конце текущей публикации. Речь в них шла о самолетах основных классов. В первую очередь о фронтовых истребителях (к примеру P-51 Mustang) и бомбардировщиках (к примеру Short Stirling). Сегодня же поговорим только о тех специальных машинах, которые эксплуатировались в интересах Военно-морского флота. Их было не так много. По сути, речь в основном пойдет о поставках и применении в СССР знаменитого американского гидросамолета "Каталина". Этот морской патрульный самолет на тот момент времени являлся лучшим представителем своего класса и еще долго находился в активной эксплуатации после завершения Второй Мировой войны.

Рисунок гидросамолета PBY Catalina. Источник: https://www.goodfon.ru/
Рисунок гидросамолета PBY Catalina. Источник: https://www.goodfon.ru/

Данная машина была разработана в первой половине тридцатых годов в американской компании Consolidated Aircraft Corporation под руководством знаменитого конструктора И. М. Лэддона. Суммарный объём производства этого многоцелевого гидросамолета (различных модификаций) составил более 3300 экземпляров. По совокупности всех оценочных факторов, "Каталину" можно считать одним из самых успешных самолетов за всю историю авиации. Применялся он для решения широкого спектра военных и гражданских задач, таких как патрулирование, разведка, поиск и уничтожение подводных лодок противника, сопровождение транспортных судов, переброска десанта, спасательные операции, доставка грузов, пассажирские перевозки, тушение пожаров и так далее. В Советский Союз было поставлено несколько модификаций "Каталины", основной из которых являлась PBN-1 "Nomad" (по одному из источников было получено 118 экземпляров).

Схема самолета PBN-1 "Nomad". Источник: http://pbycatalina.com/
Схема самолета PBN-1 "Nomad". Источник: http://pbycatalina.com/

Еще около двух десятков единиц приходилось на модификацию PBY-5A и 48 экземпляров на вариант PBY-6A. Для советской морской авиации это была существенная помощь, хотя общий объем поставок, по сравнению с другими ленд-лизовскими самолетами, оказался минимальным. Доставка самолетов возлагалась на специальные перегоночные экипажи, которые формировались из состава летчиков морской авиации Северного, Черноморского и Тихоокеанских флотов. Поставка "Каталин", в соответствии с заключенными соглашениями, началась в июне 1944 года и продолжалась в течении нескольких месяцев. Самолеты равномерно распределялись между боевыми частями. В зависимости от конечной точки, перелеты осуществлялись несколькими основными маршрутами. К примеру, если конечным пунктом был Дальний Восток, то перелеты проходили по окружному пути через Аляску. Если же машины предназначались Северному флоту, то перегонка велась через Исландию. У нас "Каталины" также получили высокую оценку. Их применение позволило существенно повысить общую эффективность боевых частей. Что касается конкретных эпизодов их эксплуатации, то к примеру эти гидросамолеты состояли на вооружении 118-ого ОМРАП (отдельный морской разведывательный авиационный полк), который входил в состав Северного флота. Этот полк в годы войны оснащался различными машинами, начиная от бомбардировщиков СБ, тяжелого истребителя Пе-3, летающих лодок МБР-2, а также советскими или иностранными одномоторными истребителями. На период 1944 года, в составе полка числилось восемь гидросамолетов PBN-1 "Nomad". В ноябре этого же года полк отличился в боях под Киркенесом. После этого ему было присвоено наименование Киркенесский. На Дальнем востоке модификации PBN-1 и PBY-6A преимущественно состояли на вооружении 16-ого ОМДРАП (отдельный морской дальний разведывательный Порт-Артурский Краснознаменный авиационный полк) и 48-ого ОМДРАП (отдельный морской дальний разведывательный Сахалинский Краснознаменный авиационный полк). Их активно применяли уже во время боевых действий против Японии. "Каталины" в основном решали задачи по обнаружению и уничтожению подводных лодок противника, а также обеспечивали переброску морского десанта. После окончания войны, эксплуатация этих гидросамолетов была продолжена как в боевых частях, так и в гражданской авиации. В среднем они прослужили еще примерно десять лет, до того как им на смену стали приходить советские многоцелевые летающие лодки Бе-6.

Еще одним редко упоминаемым представителем морской авиации, который некоторое время эксплуатировался в Советском Союзе, являлся американский поплавковый катапультный гидросамолет Vought OS2U "Kingfisher". Поставлен он был в единичных экземплярах (две штуки в модификации OS2U-3) и применялся совместно с американским легким крейсером USS Milwaukee (CL-5) типа "Омаха". Этот корабль передали советской стороне в середине сороковых годов для решения задач по защите северных конвоев (у нас он получил наименование Мурманск). После войны его, вместе с двумя самолетами, вернули назад американцам. Многоцелевой гидроплан Vought OS2U был разработан компанией Chance Vought во второй половине тридцатых годов под руководством конструктора Р. Б. Бейсела. По итогам эксплуатации (общем, а не в Советском Союзе) эту машину также признали одной из лучших в своем классе. Она могла решать целый ряд разноплановых задач (противолодочное патрулирование, разведка и корректировка артиллерийского огня, поисково-спасательные операции, буксировка мишеней, поддержка десантных операций и даже нанесение бомбовых ударов), что действительно позволяло его отнести к разряду многоцелевых самолетов. Конструктивно Vought OS2U представлял собой двухместный одномоторный цельнометаллический среднеплан с классическим однокилевым оперением. У нас, в Советском Союзе, машина была тщательно изучена и испытана. В целом она получила неплохие отзывы. Как и все американцы, самолет обладал отличным составом специального оборудования, отличался простотой и удобством при эксплуатации и обслуживании. Отмечалась и высокая дальность полета, которая превосходила аналогичные показатели отечественных аналогов. В целом этот гидроплан показал себя только с наилучшей стороны, правда непосредственно в боевых действиях он не применялся.

По итогу всего цикла статей по этой теме можно сказать следующее. Безусловно, иностранные боевые самолеты сыграли свою определенную роль в ходе боевых действий на Восточном фронте. Однако это практически не касалось тех машин, которые передали нам в единичных экземплярах или малыми сериями. Подобные самолеты тщательно изучались в соответствующих исследовательских институтах и были нужны в основном для получения опыта практической эксплуатации и определенных технических решений.

С предыдущей часть обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.