Найти тему
Medaboutme.ru

Нос и обоняние: что мы о них знаем?

Ученые неплохо разобрались с тем, как устроено ухо — орган слуха. Понятно, как работает глаз, как он воспринимает цвета и изображения. Ощущение вкуса тоже изучено, хотя к 4 базовым вкусовым ощущениям (горькое, сладкое, соленое, кислое) в последнее время пытаются добавить и другие, новые. Умами, например. Слышали? Нет? Ну не расстраивайтесь, в ближайшем будущем мы напишем и про вкус.

Но сегодня наша тема — обоняние. Самое неизученное и непонятное чувство, вызывающее множество вопросов. Начнем с простого.

Можно ли измерить обоняние?

Вы не поверите, но можно. И для этого даже существуют специальные приборы — ольфактометры. И целых две отрасли науки — ольфактометрия, предметом изучения которой является количественная оценка запахов, и одорометрия, занимающаяся его качественными характеристиками. Острота обоняния измеряется в ольфактиях.

Существует несколько разных конструкций льфактометров. Наиболее распространенный носит имя своего создателя — Хендрика Цваардемакера (Звардемакера).

Фото из Википедии. Хенрик Цваардемакер
Фото из Википедии. Хенрик Цваардемакер

Этот удивительный человек жил в конце 19 — начале 20 века в Нидерландах, и сделал огромный вклад в науку о запахах, переработав ранее существовавшую классификацию запахов, автором которой был Карл Линней,

Одновременно с систематикой запахов Цваардемакер изобрел и прибор для измерения остроты обоняния, конструкция которого не претерпела до наших дней особых изменений.

Ольфактометр Цваардемакера представляет собой полый цилиндр с пористыми стенками и вставленной в него стеклянной трубкой с делениями. В цилиндр помещается пахучее вещество. Чем глубже трубка погружается в сосуд, тем больше молекул вещества попадает в нос тому, кто пользуется прибором и принюхивается к открытой стороне трубки. Например, если для ощущения запаха «контрольного вещества» требуется погрузить трубку в цилиндр на 1 см, то острота обоняния равна 1 ольфактии.

Существуют и другие модели ольфактометров, Эльсберга и Леви, например. В этой конструкции воздух с пахнущим агентом подается в оцениваемый нос посредством импульсной подачи воздуха в герметичный сосуд по трубке. Из другой трубки при этом вытесняется воздух с пахучим веществом.

Так что измерить обоняние можно.

Но это только один из вопросов...

А что с классификацией запахов?

До Цваардемакера за систематику запахов брался, как уже говорилось, Карл Линней, для которого систематизация знаний была главным делом всей жизни. Хлебом не корми — дай все уложить в систему и разложить по полочкам. Правда, названия Линней придумывал не то чтобы очень точные, и не всегда выглядящие по-научному, но он был первым, и критиковать его было некому. Спасибо, что систематизировал хотя бы так.

Запахи Линней разделил на следующие категории:

  • благовонные;
  • пряные;
  • мускусно-амбровые;
  • чесночно-луковые;
  • козлиные;
  • отталкивающие;
  • вызывающие тошноту.
-3

Понятно, что руководствовался ученый преимущественно собственным носом. Но другой системы предложено не было, и линнеевскую никто особенно не трогал до 1895 года, до выхода в свет труда Цваардемакера «Физиология запахов». В этой работе ученый несколько изменил систему Линнея, и добавил в классификацию еще два типа ароматов. Новая систематика выглядела так:

  • эфирный запах (так пахнет, например, ацетон);
  • ароматический (запах пряности гвоздика как пример);
  • бальзамический (запах ванили);
  • каприловый (запах сыра);
  • амбромускусный (ну, тут понятно — мускус);
  • чесночный (по названию понятно);
  • горелый (примером которого служит запах бензола);
  • отвратительный (сюда был отнесен запах клопов);
  • тошнтворный (скатол — токсичное органическое соединение с характерным, крайне неприятным запахом).

Позднее предлагались и другие системы. Например, в середине прошлого века Джон Эймур, биохимик из Великобритании, предложил свою систематику, основанную на 7 базовых ароматах. Таковыми он считал эфирный, камфарный, цветочный, мускусный, едкий, ментоловый и гнилостный. А все остальные, по мнению Эймура, представляют собой только комбинацию из базовых запахов.

Предпринимали собственные попытки классификации запахов и парфюмеры — а куда же без них в науке об ароматах. Среди них были парфюмер Эжен Риммель, Анри Робер — создатель аромата Chanel No.19, и другие. В конце концов парфюмеры решили отпочковаться от общей классификации, и создали свою, в которой разложили по полочкам только запахи, нужные для составления ароматов. В «парфюмерной» системе основными считаются следующие запахи:

  • цитрусовый;
  • древесный;
  • цветочный;
  • амбровый;
  • запах кожи;
  • запах папоротника, или фужерный;
  • запах дубового мха, или шипровый.
-4

Математики также постарались сделать вклад в систематику запахов. Одни из них не стали усложнять дело, и просто разделили запахи на приятные и неприятные. К первым были отнесены вещества, молекулы которых обладают высокой молекулярной массой, к неприятным — с низкой.

Другие, напротив, постарались углубиться в проблему по максимуму, и преуспели. Одной из последних работ в этой сфере стала система, предложенная математиками из Питтсбурга, в которую вошли уже 144 «чистых запаха». Эта классификация разрабатывалась с применением метода неотрицательной матричной факторизации, применяемого в статистике. Кажется, стоит вернуться к системе Цваардемакера, чтобы окончательно не запутаться...

Почувствовать и распознать запах — не одно и то же?

Именно так. Когда измеряют остроту обоняния, эти два значения практически всегда различаются. Чтобы появилось ощущение некоего запаха, нужно меньше молекул пахнущего вещества. Чтобы понять, что это, определить запах — больше. Последний показатель зависит еще от «нанюханности», то есть осведомленности о том или ином запахе.

При этом нужно еще учитывать множество тонкостей.

Например, у разных людей различается и чувствительность к разным запахам. Кто-то может лучше чувствовать одни, и быть совершенно нечувствительным к другим.

А еще, как в свое время выяснил Цваардемакер, некоторые запахи могут подавляться другими. То есть, если смешать два определенных аромата, один из них перестает восприниматься.

Например, запах аммиака, резкий и неприятный, можно совершенно заглушить розовым маслом. А убрать из накуренного помещения запах табака поможет эфирное масло горького миндаля.

Путь запаха от носа к мозгу

А почему только от носа? Молекулы пахучего вещества могут попадать на обонятельный эпителий и из полости рта тоже. Именно поэтому нам так важен не только вкус, но и запах пищи, что в последние два года почувствовали на себе миллионы людей, перенесших ...сами знаете какое заболевание)) Упоминать его лишний раз не хочется, так оно уже утомило всю планету...

-5

На обонятельном эпителии расположены рецепторы определенных веществ. Кстати, за открытие разных типов рецепторов в 2004 году была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины. Ее получили Линда Бак и Ричард Аксель.

У человека в настоящее время функционирует около 350 генов, отвечающих за «кодирование» обонятельных рецепторов на восприятие определенного запаха. А раньше их было намного больше, как и у других животных — около 1000. Но с течением времени роль обоняния в нелегком деле выживания людей уменьшилась, сократилось и количество рецепторов. Издержки эволюции, ничего не поделать.

Хорошо, попала молекула вещества на обонятельный нейрон, и что дальше?

А вот дальше все пока не совсем ясно. Не существует даже общепринятой теории обоняния, за эту роль борются две разных, стереохимическая и вибрационная. Вопросы есть к обеим, поэтому ученым, изучающим обоняние, есть над чем работать.

Но в общих чертах проследить дальнейший путь сигнала от носа до мозга можно.

Из обонятельного эпителия, от возбужденного молекулой пахнущего вещества нейрона, сигнал по обонятельному нерву поступает в обонятельную луковицу — участок переднего мозга. В этой луковице расположено множество «клубочков», каждый из которых настроен на восприятие сигналов от определенного типа рецепторов. Разные ароматы вызывают активацию разного набора клубочков, этот набор и обрабатывается луковицей, после чего сигнал, уже прошедший предварительную классификацию, поступает в корковый обонятельный центр. Где и интерпретируется — «О, какой восхитительный аромат кофе! А как пахнут эти лилии! А вот этот запах уберите, пожалуйста, подальше, или заставьте того, кто его издает, чаще мыться...»
Вот примерно так мы чувствуем запахи.

Оставайтесь с нами. Мы будем рассказывать много интересного о человеке, его теле, о том, как на нас влияют разные внешние и внутренние факторы, и как, вообще, все это устроено.