Невероятная пластика рук, грация и красота движений Майи Плисецкой, гипнотизировали зрителей. Хрупкая, непостижимая, прекрасная, она с легкостью очаровывала мужчин и вызывала зависть у женщин.
Даже в 70 выглядела на сцене бесподобно, сохранив великолепную осанку и фигуру. И до самых последних дней оставалась эталоном стиля.
Когда Майе Михайловне задавали вопрос, в чем секрет такого успеха в профессии, в жизни, в любви, она только улыбалась. Но, прочитав ее книгу «Я, Майя Плисецкая» и пересмотрев множество интервью, могу с уверенностью сказать, у нее их просто не было. Были железные принципы, которым она оставалась верна всю жизнь.
Ее ироничные, меткие, порой, категоричные высказывания, полны мудрости и заставляют задуматься.
О прощении
Несмотря на внешнюю гибкость и пластичность, Плисецкая была стойким оловянным солдатиком, с несгибаемым внутренним стержнем. Независимая, не стеснялась прямоты и откровенной категоричности, говоря, что над сильными духом, не властна ни старость, ни смерть. Думаю, она имела на это право.
Когда ее не выпускали за рубеж, товарищи из «конторы» не раз намекали, что пропуском может стать вступление в партию. Но она ненавидела Советскую власть за расстрел любимого отца, за искалеченную жизнь матери, прошедшую в ГУЛАГе, за страдания младшего брата. Однажды дав себе слово не вступать ни в какие ряды, она его держала.
О любви
Майя Михайловна не стеснялась говорить, что в молодости была крайне влюбчива. Оттого не сложился брак с Марисом Лиепой. Но она всегда была честна со своими возлюбленными, считая, что самое важное - сохранить человеческие отношения, даже если любовь умерла. Искренне любить и никогда не лгать - был одним из главных ее принципов.
Она ежедневно доказывала это своей безграничной любовью к своим зрителям, к искусству, к мужу - Родиону Щедрину, с которым они прожили вместе 57 лет.
О зависти
Ее обошли репрессии, она была примой Большого, в 34 года получила звание народной артистки СССР, а брак с Родионом Щедриным называла своей самой большой удачей.
Но это была лишь одна сторона медали. Плисецкая хорошо была известна и ее вторая сторона - зависть. Нет, стекла в пуанты не сыпали: судачили, что карьерой обязана не таланту, а протекции Лили Брик, приписывали множество романов, говоря, что она «гуляет направо и налево», не принимали новаторские постановки , называя их «вызывающим».
Тем не менее, Майя Михайловна никогда не останавливалась, всегда шла вперед, не оглядываясь на чужое мнение, неприятие и зависть. В противном случае, ее партии не вошли бы в историю мировой культуры, а о ней самой не говорили, что она опередила все балетные школы, минимум, на пятьдесят лет.
О молодости, возрасте и красоте
Сколько бы не ходило слухов о подтяжках, золотых нитях и пластических операциях, я склонна думать, что Майя Плисецкая их не делала. А секрет моложавости и подтянутого овала лица в ее потрясающей осанке.
Ухаживать за собой Майя Михайловна, по ее словам, начала только в зрелом возрасте. До этого просто не было возможности. «Английскую шпионку Плисецкую», после знакомства с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве, долго не выпускали за рубеж, а в Союзе доступными были только огурцы, да клубника.
Чтобы снять сценический грим, приходилось покупать на рынке нутряное сало. Потому что после лигнина, который выдавали для этого в театре, грим можно было снять только вместе с кожей. Поэтому и макияжем старалась пользоваться как можно реже. Единственным исключением была помада.
Плисецкая не скрывала и не стеснялась своего возраста, не уставая повторять, что молодость вовсе не в лице без морщин. А главное оружие от старости - оптимизм, улыбка и жизнелюбие.
Ну, а морщины... От них никуда не денешься. И нужно принимать их с уважением, ведь в каждой из них - наша жизнь с ее бедами и счастьем, взлетами и падениями, любовью и потерями.
О моде
Долгие годы Пьер Карден называл Плисецкую своей музой. И она, в свою очередь, оставалась верна любимому кутюрье, неизменно появляясь на светских раутах в специально сшитых для нее Карденом роскошных платьях со шлейфом.
Он же стал автором настоящих шедевров: 10 костюмов к спектаклю «Анна Каренина». Причем, не взяв за свою работу ни гроша.
Но о том, что Плисецкая танцевала в костюмах великого кутюрье, никто не знал. Екатерина Фурцева запретила указывать его имя на афишах.
Майя Михайловна всегда считала, что настоящей женщину делает одежда. Она заставляет соответствовать, становясь тем стержнем, который не позволяет распуститься, махнуть на себя рукой и забыть о том, что ты женщина. Надев красивое платье, непременно хочется, чтобы и все остальное выглядело столь же великолепно.
А уникальной женщину может сделать только парфюм. Она всю жизнь была верна одним духам: «Bandit» Robert Piguet, которые были созданы в 1944 году и посвящены Марлен Дитрих. Первый флакон Майя Плисецкая получила в подарок на Новый год в 1959 от Эльзы Триоле, жены Луи Арагона. С тех пор, этот аромат она предпочитала любой парфюмерии, говоря:
«И запах чуден, и память дорога...» М. Плисецкая
О стройности
Фраза, которую бросила Плисецкая назойливой журналистке, пытавшейся выведать секрет ее стройности, тут же стала крылатой. На самом деле, Майя Михайловна считала, что главная причина лишнего веса - лень. Никакая диета не спасет, если лежать на диване.
Ее фигурка, даже в преклонном возрасте, восхищала своей изящностью, хотя, как признавалась балерина, ела она много. Любимой едой была селедка, которую Плисецкая ласково называла "селеда", кусочек ржаного хлеба с маслом, сосиски и стаканчик пива. И она позволяла себе любимые лакомства, говоря, что можно все, но в меру.
Майя Плисецкая не дожила до своего 90-летнего юбилея всего полгода. И ни разу, за долгую жизнь, не изменила своим принципам.