Эта история началась 31800 лет назад (+/- 300 лет) на берегу реки, ныне именуемой Колымой. А было ли у неё название в те года, да кто ж его знает? Скорее всего, было, по крайней мере, люди там уже жили, при чём, выходцы с запада Евразии.
Но речь сегодня не о людях. На просторах необъятной тундростепи времён позднего плейстоцена, где мирно паслись мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, бизоны, дикие лошади и верблюды, росла скромная травка, в наше время, носящая название Смолёвка узколистная.
Нашей травке повезло – её никто не съел, она успешно отцвела и сформировала семена. И уже было совсем успокоилась на счёт выполнения своего предназначения по продолжению рода, как некто небольшой и наглый, форменным образом, её обчистил.
Унесли всё, даже недозрелые семена. И надо сказать, что грабёж тогда стоял по всей округе, соседи тоже изрядно пострадали. Вот уж переживаний-то было!
Вора особо не разглядели. Но подозрения пали на суслика.
Шли годы, века, тысячелетия. Исчезли мамонты, и шерстистые носороги, и гигантские олени. Приходили и уходили целые народы. Одни ушли через Берингов пролив в Америку, с юга пришли предки современных якутов. Плейстоцен завершился, начался Голоцен.
Всё это время награбленные сокровища хранились в подземных хранилищах, под многометровым слоем вечной мерзлоты.
Надо же было такому случиться, что именно в этом месте начали вести раскопки сотрудники Пущинского института биофизики клетки и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения под руководством профессора Давида Абрамовича Гиличинского.
И что бы вы думали? В одной из, примерно семидесяти, нор, на глубине 38 метров, среди сотен тысяч прочих семян, нашлись и смолёвкины.
– Ой вэй, подумала бы мама Смолёвка, не прошло и 32 тыс. лет, как пропажа таки нашлась!
Но не подумала, ибо давно закончила свой жизненный путь, пребывая в глубокой скорби.
Однако, семена эти добыли не абы кто, а Давид Абрамович, или как его называли якуты - Давидбураныч, со сподвижниками.
И, спустя время, после ряда неудач по проращиванию зрелых семян, учёные пошли другим путём – они отделили плацентарную ткань от незрелого семени и запустили процесс деления клеток методом культуры ткани на питательных средах in vitro (в пробирке).
Таким образом, в пробирке выросло растение, генетически идентичное тому, которое произвело исходное семечко. Проще говоря, маму Смолёвку клонировали, возродили из небытия.
Спустя время, она зацвела.
Современные Смолёвки узколистные, растущие в тех же местах, оказалось, чо не сильно изменились за почти 32 тыс. лет. Но незначительные отличия всё-таки имеются.
Учёные, одновременно с древней травой, прорастили, таким же методом, и современные растения. И те и другие прошли полный цикл от ростка до созревания семян.
И в этот раз, мама Смолёвка ушла на покой с чистой совестью.)) Более того, ещё и с гордостью! Её семена имели стопроцентную всхожесть, в то время как у современных только 86-90%.
- P.S. Давида Абрамовича не стало 18 февраля 2012 г., в ночь, когда в одном ведущем американском журнале вышла статья об этой работе, наделавшая немало шума.
Источники:
https://www.pnas.org/content/109/10/4008