«Закрой глаза и смотри»
Театр «Арлекиниада»
Режиссёр: Вадим Демчог
Премьера: 2014 год
Спектакль, который можно (только вот нужно ли?) смотреть вечно!
3 часа, 8 монологов, без декораций, лишнего света и костюмов. Только актёры, микрофон и музыкальный аккомпанемент. Привлекает внимание, не правда ли?
В центре спектакля – монологи актёров, которые по очереди выходят на сцену и вживаются в роль известного человека, героя книги или фильма или вообще чего угодно (об этом позже) и рассказывают историю его жизни, при этом не называя имени. После окончания истории имя этого персонажа высвечивается на экране, если вы вдруг ещё не догадались, о ком шла речь.
Главная ценность этого спектакля, как мне показалось, – образовательная, а именно расширение кругозора, ведь истории, которые рассказывают актеры, основаны на реальных событиях. Как будто прочитал автобиографию любимого актёра или писателя, а ещё ненароком узнал истории не менее уникальных людей, о которых даже не слышал, а после захотел узнать ещё подробнее. (Так, кстати, у меня случилось с художником Ричардом Дарром, о котором я ранее даже не знала.)
Также, дополнением к расширению кругозора, мне показалась важной задача продемонстрировать, что в жизни любого человека бывают взлеты и падения. Что известные по всему миру люди страдали бóльшую часть своих жизней от невзгод, болезней, неудач, предательств и всего, чего только можно. Успех даётся очень непросто. Этот факт, а точнее факты, очень заземляют и одновременно вдохновляют слушателей. По крайней мере я точно в какой-нибудь сложной ситуации припомню биографию Айседоры Дункан или Людмилы Гурченко и перестану жаловаться на свою жизнь.
Еще хочется выделить очень интересную составляющую этого спектакля – игру, в которую ты играешь каждый раз, когда пытаешься угадать, о ком же идёт речь на сцене. И гораздо интереснее, кстати, не понимать о ком, чем узнать персонажа с первых строк.
Ну и сравнительной ценностью этой постановки хочется назвать новизну. Как обещают создатели «Закрой глаза и смотри», вы можете приходить на спектакль сколько угодно раз и никогда не услышать повторяющиеся истории. Таким не может похвастаться ни один из увиденных мною спектаклей, а жаль, я бы сходила ещё разок на что-то из нашего списка must see.
Перейдём теперь ко всему остальному, что не касается задумки, которая, к слову, берет начало из так называемого Фрэнки-шоу. А именно к реализации этой очень крутой идеи. К сожалению, ей я осталась недовольна. Начиная с игры актёров, в особенности создателя спектакля Вадима Демчога, который придаёт происходящему слишком большое значение, страшно переигрывая, что лично меня даже раздражало, заканчивая музыкальным оформлением.
К сожалению, имена актёров я не запомнила, но игра некоторых из них была талантлива и проникновенна. Их хотелось слушать и им хотелось верить. Но большая часть, рассказывая свои монологи, очень яростно пыталась заставить зрителя поверить им путем повышения голоса или, наоборот, нарочитого шепота, перебора с телодвижениями, переигрывания и всего в этом духе. Тут, я думаю, виной задача, поставленная режиссёром, который переплюнул их всех.
Музыка, о которой я вскользь упомянула выше, тоже оставляет желать лучшего. «Музыкальный гений! Маэстро!» – как только не назвали бедного пианиста, который наигрывает 2,5 мелодии на плохом синтезаторе… Зачем уделять этому столько внимания? Пожалуй, ни Николай Луганский, ни Борис Березовский столько комплиментов в свой адрес не получают (надеюсь, что получают, конечно же).
Также я упомянула, что в спектакле звучат не только автобиографии известных людей, но и что-то другое. А именно описание эмоций, чувств, судьб героев из кино, книг и многого другого.
У нас, например, спектакль закончился монологом Вадима Демчога о «поцелуе» или о «любви» (даже не вспомню). И это было ужасно: бессмысленно, претенциозно, хотелось этого не слышать и уйти до аплодисментов. Вы спросите, зачем? Наверное, чтобы подпадать под «ценность» о том, что спектакль не повторяется. Но есть ли в этом особый смысл?
Всех, кто пойдёт на этот спектакль, а я все же призываю вас на него пойти, потому что это круто, ждёт двадцатиминутное вступление, опять же от создателя спектакля, о той магии, которая будет происходить в вашем воображении на протяжении этих 3 часов. Умоляю, не уходите на этом этапе) Дальше – гораздо лучше!
Спектакль, или, лучше сказать, шоу, или stand up tragedy (именно такой жанр присудили ему создатели) идёт на двух площадках: ЦДЛ и МДМ. При выборе советую брать билеты в ЦДЛ, так как камерность происходящего не могу представить на сцене огромного зале МДМ и вам не советую.
Продолжительность: 3 часа с 1 антрактом
Цена: 1.500-3.500 руб.
Ближайшие показы: 11, 12, 16, 18 февраля
Автор: Полина Зеленова