Обычно принято думать, что дуэль в офицерской среде - дело или нелегальное вообще, или, во всяком случае, полулегальное. Сразу вспоминаются слова де Жюссака: "А как же быть с королевским эдиктом, господа?.."
Однако в России в самом конце века ситуация с дуэлями сложилась парадоксальная. Как многие помнят, в 1894 году дуэли в России были разрешены официально - правда, о чем обычно забывают, только для офицеров. Причем фактически новый закон внес в общество немалый разлад.
М. И. Драгомиров в своей книге "Дуэли" писал:
"Подымаясь в сферу более общую, нельзя и того не отметить, что приказ 1894 г. внес глубокий разлад в общее законодательство. Оскорбленный вольный вызвал офицера на дуэль и уложил его на месте - на два, на три года в крепость. Если бы случилось обратное, офицер-обидчик остался бы безнаказанным, уложив при этом обиженного. Два веса, две меры в законодательстве не годятся."
При этом 13 мая 1894 года были приняты, в дополнение к Дисциплинарному и Военно-Судебному уставам, "Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде".
И фактически эти правила о определенных ситуациях просто... Вынуждали офицера стреляться с обидчиком!
Они устанавливали, что все дела об офицерских ссорах командир воинской части должен направить в Суд общества офицеров. Если ранее таковые суды существовали на правах товарищеских, и их решения носили лишь рекомендательный характер, то теперь - отнюдь!
Данный Суд мог вынести решение о возможности примирения сторон, либо о необходимости поединка, причем решение о поединке для офицера было обязательным. И драться было необходимо только боевым оружием. Условия дуэли определяли секунданты, протокол дуэли впоследствии представлялся на этот самый суд - абсолютно официально.
Отказаться от поединка офицер не мог, даже если он сам не считал себя оскорбленным. Если он отказывался - в двухнедельный срок он должен был подать прошение об отставке, в противном случае его увольняли без прошения.
Там, где Суд офицерского общества отсутствовал, его функции ложились на командира части.
При этом процедура рассмотрения дела была довольно оригинальна. Дело слушалось за закрытыми дверями. Без допроса свидетелей (!). Решение офицерское собрание выносило, основываясь "на внутреннем убеждении" большинства. Если "внутреннее убеждение" приходило к выводу о необходимости смертельного поединка, он должен был пройти в течение двух недель. Желание офицеров "лишь соблюсти форму" (например, пальнув в воздух) не допускалось, подобное могло караться увольнением виновника или виновников из части.
Если у офицера возникал конфликт со "шпаком", то есть со штатским, вердикт, быть поединку или нет, опять-таки выносился именно этим судом. Правда, заставить "шпака" дуэлировать с офицером, коли он того не хочет, было никак невозможно. Ну не хочет он, понимаешь, выходить к барьеру против человека, который в минувшую войну турок щелкал, как мальчишка голубей из рогатки, бесчестный тип, понимаешь...))
Суд общества офицеров не властен понудить частное (гражданское) лицо драться с офицером на дуэли. А потому, если гражданское (или «постороннее», как называет закон о дуэли) лицо не пожелает принять дуэль, или если офицеру будет возбранено судом общества офицеров принять вызов от гражданского лица или вызвать его на поединок, то в таком случае эти лица обращаются в обыкновенный (уголовный) суд. который и разрешает дело об оскорблении чести.
(с) означенные "Правила"
Кстати, после принятия "закона о дуэлях" в армии случился прямо-таки их всплеск: если с 1876 по 1890 год было зафиксировано только 14 дуэлей, то с 1894 по 1898 аж...
Триста двадцать две!
В 99% случаев - на пистолетах.
Источник - Е. Д. Шелковникова, "Дуэли. Честь и любовь".