Найти в Дзене
Счастливые родители: Parents.ru

Особенный ребенок в обычной школе: за и против

Оглавление

Недавно мы опубликовали историю мамы гиперактивного мальчика - она жаловалась, что ее сын все считают невоспитанным и прогоняют из коллективов. В комментариях начался спор: мнениями делились родители особенных детей, которые были в такой же ситуации, и мамы-папы обычных ребятишек.

Фото: Getty Images/iStockphoto
Фото: Getty Images/iStockphoto

Инклюзивное образование в детских садах и школах - тема очень больная. Сама по себе идея правильная и нужная: ребята с особыми потребностями не должны из-за диагноза чувствовать себя изгоями. Коррекционные сады и спецшколы - для детей с тяжелыми нарушениями. Все остальные
хотят и могут влиться в обычный коллектив сверстников, успешно социализироваться и жить полноценной жизнью в рамках своих возможностей.

Но у нас пока что инклюзия «насаждается» насильно - с родителями обычных детей никто не говорит, они зачастую уверены, что СДВГ или ДЦП - что-то заразное. Да и самому ребенку не могут обеспечить должного сопровождения (хотя в теории оно должно быть).

Неудивительно, что у большинства мам и пап одна реакция: мол, социализируйтесь на здоровье, но только не за счет моего ребенка.

Мы решили посмотреть на проблему с разных сторон и попросить поделиться своим мнением об инклюзивном образовании людей, которые находятся по разные стороны баррикад.

«Почему все дети должны страдать из-за одного ребенка?»

«Моя дочь учится в 5 классе, у нее в классе есть два гиперактивных мальчика. Один просто не может себя контролировать - ходит по классу, песни поет на уроках, выходит без разрешения. Но он хотя бы не агрессивный. Учителя относятся с пониманием, срываются, конечно, периодически, но что с него взять - если он такой.

Дочка только приходит и жалуется: мол, Антон опять вел себя странно, все на него отвлекались, тему не смогли нормально разобрать.

А второй - это катастрофа. Он в истериках бьется, может замахнуться. Девочку толкнул - она в стенку головой влетела. Другого мальчика ногой в живот ударил - просто так, из интереса. Мы уже полгода добиваемся его перевода в коррекционную школу, вроде процесс пошел.

У младшей дочери в садике тоже есть несколько ребят с отклонениями, пока что они адекватны. Но если она пожалуется, что они орут, срывают занятия, дерутся - я готова отстаивать ее права вплоть до комитета образования. Мне такой треш, как у старшей, больше не нужен.

Очень жаль, что родителей сейчас не спрашивают, согласны ли они на инклюзивное образование в их коллективе. Я считаю, что таких детей можно зачислять в обычные школы и садики только с общего согласия всех мам и пап, а также самого воспитателя - ведь случись что, ответственность будет на нем.

А если он травмирует других ребят? Если он будет весь день кричать? Кидать в стены тарелки? Если он будет агрессивным? А если на него будут нападать другие дети из-за его «странности»?

Да и вообще, неужели их родители не понимают, что их детям некомфортно - там же система нервная неокрепшая и неразвитая.

Пусть меня забросают тухлыми помидорами, но нельзя обеспечивать социализацию одного ребенка за счет комфорта 25 остальных».

Фото: Getty Images/ E+
Фото: Getty Images/ E+

«Инклюзивное образование позволяет нашим детям чувствовать себя нормальными»

«Сын в этом году пошел в первый класс. У него есть ряд неврологических диагнозов, поэтому пришлось пойти на год позже, проходили комиссию. Но были мы в обычном садике и пошли в обычную школу.

Я благодарна воспитателям садика и, конечно, другим родителям. Потому что первый год, правда, был адовый. Он не умел ни общаться, ни играть. На все реагировал истериками, всем мешал. Работу вели со всех сторон: и медикаментозная была терапия, и работа с психологами, и терпение воспитателей. Первое время я сидела в раздевалке, чтобы среагировать быстро на какую-то ситуацию.

Но постепенно все наладилось. Все вместе моему сыну помогли приспособиться к этому миру. И поняли, что он на самом деле добрый, чуткий, ласковый мальчик.

Вы не представляете, как я боялась школы и новой адаптации. Но мы справились! И теперь я всем говорю: не надо бояться косых взглядов и общественного мнения. Инклюзивное образование дает нашим детям возможность не чувствовать себя изгоями. А другим родителям стоит вместо того, чтобы культивировать нетерпимость, наоборот, учить своих детей, что все они – вне зависимости от особенностей – равны».