1916 год. Первая мировая война. Юго-Западный фронт. Российские войска наступают в Галиции и одерживают убедительные победы. Среди победителей русский офицер Александр Иванович Верховский. С 10 лет он постигал военную науку в кадетском, а затем Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. На войне с Японией в 1904-1905 г. он получил первый Георгиевский крест и офицерское звание. Блестяще окончил академию Генштаба. Верховский участвовал в ПМВ с самого начала, получив ранение в тяжелых боях в Августовских лесах в августе-сентябре 1914 года, он продолжал службу на разных участках фронта. В 1916 году наконец появилась надежда на перелом.
25 мая 1916 года в Гусятине (город в Галиции) Верховский с удовольствием замечает в своем походном дневнике:
"На этот раз подготовка к наступлению была проведена систематически и планомерно. Произведена детальнейшая разведка всей позиции противника перед фронтом армии, вся позиция сфотографирована с воздуха, каждый кусочек изучен, проверен наблюдениями с передовых наблюдательных пунктов. Каждая батарея противника найдена, зарегистрирована, точно определены до нее все данные для обстрела нашей артиллерией. Вся артиллерия, которую только можно было стянуть со всего фронта армии, подтянута к месту атаки, каждой батарее точно указаны ее цели"
После 3 дней боев Верховский пишет "Победа наполняет сердце радостью","наступление разыграно как по нотам. Полный успех". Позиции австрийцев о которые русская армия разбилась зимой захвачены (бетонные убежища, 3 ряда колючей проволоки, фланговая артиллерийская и пулеметная оборона), тысячи пленных. Верховский считает, что эта победа "приблизит конец войны, почетный, славный, достойный великого народа".
Однако следующая запись дневника от 29 мая 1916 года не так оптимистична. Верховский пишет:
"Побывав в австрийских окопах, ясно видишь, насколько им легче переносить войну, чем нам. У них отличные, выложенные со всех сторон деревом окопы, с деревянными настилами от грязи. Великолепные, сухие, светлые и теплые блиндажи-убежища для жилья. Помещения офицеров даже оклеены обоями. К самым окопам подходит узкоколейная железная дорога, подвозящая все без хлопот, включая даже такую роскошь, как ликеры и пиво, которые были найдены в весьма большом количестве.
Наши ничтожные материальные средства и слабая техника ставят наши войска в совершенно иное положение. Мы провели зиму в невероятных условиях. Печки пришли к нам лишь в конце января, и то заготовленные благодетельной рукой общественных организаций ...
Даже блиндажи и убежища не скоро были построены, так как леса под рукой не было, подвозить издалека не хватает перевозочных средств. А об узкоколейках нам, при бедности нашей, почти не приходится и мечтать. Наши войска холодали и мокли всю зиму напролет. Во время февральских заносов и стуж каждый день на фронте армии бывало по несколько десятков замерзших людей".
Верховский отмечает, что "нужны необычайные терпение и выносливость нашего офицера и солдата, чтобы переносить войну в таких невероятно трудных условиях". Во время событий в период Февральской и Октябрьской революции Верховский был втянут в политические игры противоборствующих сторон. Он пытался провести реформы по оздоровлению армии, но безрезультатно. Верховский был мобилизован на службу в Красную армию. Занимал пост начальника оперативного отдела штаба Петроградского военного округа и другие должности, обучал офицеров РККА. Несколько раз после обвинений в контрреволюционной деятельности подвергался арестам и заключению. Репрессирован в 1938 году.