Найти в Дзене
Военная история в наградах

"Боеприпасы принесли?.."

Час спустя, по разным немецким данным, в 21.00-21.15 25 августа 1942 года советские войска предприняли 2-ю по счету атаку деревни Леонова.

В этой атаке также приняли участие танкисты и мотострелки 192-й танковой бригады (Тбр).

Основной удар пришелся на стык 1-го и 3-го батальонов 520-го ПП, на стык 3-й и 11-й пехотных рот. Под массированным ударом пехоты и 5 танков правофланговый взвод правофланговой 3-й роты 520-го ПП почти целиком вышел из строя, после чего здесь в обороне немцев образовалась брешь, в которую, по подсчетам немцев, прорвалось 200-300 советских пехотинцев.

Это был 1-й эшелон 2-го батальона 110-й СБр, который через пробитую в немецкой обороне брешь в 21.30 ворвался на восточную окраину Леоново, однако здесь он был остановлен сильным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем противника и закрепился на достигнутом рубеже. Сдавшийся в плен к немцам той ночью заместитель командира 5-й роты 2-го батальона 110-й СБр младший лейтенант Михаил Лялюк на допросе показал, что наблюдал в ходе атаки 2-го батальона как раз 5 танков – столько, сколько насчитали и сами немцы. 3 из них он опознал как КВ-1, 2 других танка ошибочно принял за Т-34. Вероятно, это были танки Valentine 192-й танковой бригады (ТБр).

Выйдя к самому Леоново, танки 192-й ТБр с места вели по нему огонь из орудий и пулеметов в ожидании подхода главных сил пехоты. Следом за танками танкодесантная рота 192-го МСПБ заняла траншеи уничтоженного немецкого пехотного взвода, но дальше в Леоново также не пошла. В ходе рукопашной схватки в траншее был ранен командир танкодесантной роты младший лейтенант Иосиф Годько, однако он остался в строю и продолжал руководить действиями своей роты.

Главные силы 110-й СБр – малочисленные 1-й и 4-й стрелковые батальоны – залегли далеко позади под артминометным огнем противника и в прорыв войти не смогли. Не имея от них поддержки, танкодесантная рота, в конце концов, оставила немецкие траншеи и отошла на исходные позиции. Танки, уничтожив 2 ДЗОТа, также возвратились к своей пехоте и заняли оборону на левом фланге мотострелкового батальона.

Отразив попытку ввести в прорыв главные силы 110-й СБр, 520-й ПП вермахта наскоро сформировал 3 ударные группы для окружения и ликвидации прорвавшейся в Леоново пехоты 2-го батальона 110-й СБр. С юга на север контратаковали сводная пехотная рота обер-лейтенанта Кизеветтера (прим. – сформирована в основном из тыловиков; 60 человек личного состава) и саперный взвод 3-го батальона 520-го ПП, а навстречу им с запада контратаковали подразделения 1-й роты 296-го саперного батальона, находившиеся на усилении 1-го батальона 520-го ПП. Соединившись вместе, они блокировали пехоту 2-го батальона 110-й СБр в Леоново, после чего с 3.00 26 августа боевые действия здесь на время стихли.

Согласно отчету штаба 192-й ТБр, в ходе этой контратаки немцы заняли свои траншеи, после чего танки 192-й ТБр в 2.00 26 августа отошли в овраг в 600 метрах восточнее Леоново для приведения себя в порядок. Здесь же, в 500 метрах северо-восточнее Леоново закрепился частью сил 2-й батальон 110-й СБр.

О ночных боевых действиях 192-го мотострелкового батальона почти ничего не известно, кроме того, что мотострелки отражали немецкие контратаки. Однако после этих боев было награждено достаточно много мотострелков.

Минометный расчет старшего сержанта Семена Кошелева уничтожил около 30 немцев и 2 пулемета.

Вот фрагмент наградного листа на старшего сержанта Кошелева.

-2

Связной штаба 192-го МСПБ автоматчик красноармеец Николай Андреещев, ворвавшись в траншею, уничтожил 14 немцев, захватил немецкий пулемет и подобрал с поля боя 1 ПТР, 2 пулемета ДП, 15 винтовок, восстановил порванную линию связи от батальона в наступающую роту. Он был награжден орденом Красной Звезды, фот фрагмент его наградного листа.

-3


Командир стрелкового отделения, врио командира взвода стрелковой роты сержант Иван Иников заменил выбывшего из строя командира взвода, при отражении 2-х контратак лично уничтожил 13 немцев, был награжден медалью "За Отвагу".

автоматчик красноармеец Степан Головашин уничтожил 12 немцев.

Автоматчик красноармеец Василий Титов огнем из автомата и ПТР убил 10 немцев, был ранен, но остался в строю.

Автоматчик красноармеец Иван Кладко убил 9 немцев.

Автоматчик красноармеец Алексей Политаев, находясь в боевом охранении, отбил атаку противника, убил при этом 8 немцев.

В 5.15-6.30 при поддержке подошедших на усиление 2 штурмовых орудий сводная рота Кизеветтера провела операцию по уничтожению прорвавшегося в Леоново 1-го эшелона 2-го батальона 110-й СБр в составе примерно 250 человек личного состава, при этом немцы захватили в общей сложности 127 пленных и вновь заняли свои прежние позиции. После этого сводная рота Кизеветтера частью сил осталась в обороне на переднем крае на стыке 1-го и 3-го батальонов 520-го ПП, тем самым уплотнив боевые порядки малочисленной немецкой пехоты, а частью сил заняла оборону позади 1-й линии обороны во 2-м эшелоне.

В это же время, в 6.00 после артподготовки и залпа «катюш» 110-я стрелковая бригада при поддержке танков 192-й ТБр вновь атаковала на Леоново. В этот раз прорвать немецкую оборону не получилось. Пехота в 7.00 залегла под сильным артминометным огнем, а танки были встречены огнем орудий ПТО из ДЗОТов и, по данным штаба 192-й ТБр, потеряли 2 танка КВ-1 подбитыми. Оба танка были подбиты и остались стоять непосредственно перед немецкими позициями. Также, по свидетельству немцев, 3-й танк КВ-1 был сильно поврежден, но смог развернуться и отойти с поля боя. Начиная с 7.30 12 Ju 87 произвели 16-минутный удар по пехоте 110-й СБр, в итоге наступление 2-го и 3-го батальонов 110-й СБр было окончательно остановлено в 150-200 метрах северо-восточнее Леоново. Еще позже оба батальона отошли на рубеж в 400-500 метрах северо-восточнее Леоново. На этом бои здесь временно стихли.

Поздно вечером того же дня (26 августа) со стороны 192-й танковой бригады была предпринята попытка эвакуации побитых танков. Выделенный для буксировки последний исправный танк КВ-1, по свидетельству немцев, был подбит огнем тяжелых орудий ПТО (75-мм или 76-мм калибра). В отчете штаба 192-й ТБр эта попытка эвакуации никак не отражена.

В общей сложности в боях 25-26 августа 192-я танковая бригада, по данным штаба 61-й армии, потеряла 77 человек личного состава (38 – убитыми, 3 – пропавшими без вести, 36 – ранеными) и 7 танков (4 КВ-1, 1 М3с, 2 М3л), в т.ч. 2 танка КВ-1 остались на поле боя. В строю осталось 9 танков (1 Matilda, 3 Valentine, 1 М3с, 4 М3л).

Известно имя лишь 1 убитого из 38. Согласно этой информации, 24 августа (что ошибочно) в 1 км севернее Леоново погиб зам. командира танкодесантной роты лейтенант Владимир Рожков.

Начало истории про Степку, который воевал в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, входившим в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать
здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Из-за контузии, полученной Степкой днём ещё до первой атаки Леоново, он не участвовал ни в той атаке, ни в следующей. Несколько часов Стёпка отлёживался в расположении батальонного медсанвзвода вместе ещё с несколькими легкоранеными бойцами. Кровь из носа у него прекратила течь довольно быстро, лёгкое головокружение ещё оставалось, но слух почти полностью восстановился и самочувствие вполне уже заслуживало оценки "удовлетворительно с минусом".

Между тем первая атака Леоново закончилась безрезультатно. В медсанвзвод принесли несколько тяжелораненых бойцов. двое легкораненых красноармейцев пришли сами, помогая друг другу. Примерно через час уже в полной темноте на переднем крае опять участилась стрельба, снова стали слышны танковых моторов и буханье пушек. По всем признакам началась вторая атака.

Через некоторое время в расположении медсанвзвода появился Степкин ротный старшина Трофим Иванович. Ему нужны были помощники для подноса боеприпасов бойцам танкодесантной роты, которым вроде бы удалось занять немецкие окопы. Сейчас они отбивали контратаку немецкой пехоты. Степка и ещё один боец "по медицинским показаниям" вполне для этого годились.

Получив по патронному ящику, Степка и второй красноармеец (его звали Иван Лабуда) были проинструктированы Трофимом Ивановичем о маршруте и порядке движения. Всё было просто: перебежками или ползком преодолеть поле перед высотой, двигаясь в нескольких метрах позади Трофима Ивановича, у которого был ящик с гранатами и запалами к ним.

На поле иногда рвались немецкие мины, в воздухе постукивали пулемётные очереди, светящиеся в темноте. Ящик у Степки становился по мере продвижения по полю всё тяжелее и неудобнее. Его вес от своих изначальных семи килограммов к середине пути увеличился по ощущениям минимум в два раза, К тому же осколки от близкого разрыва мины перерезали у ящика ремень и теперь его можно было только толкать перед собой, если вражеский огонь не позволял делать перебежки. По мере приближения к занятой танкодесантниками траншеи ползти приходилось практически постоянно.

У Ивана не выдержали нервы. До траншеи оставалось еще метров пятьдесят, когда не далеко от того места, где он полз, разорвалась немецкая мина, а потом практически сразу довольно низко засветились пунктиры пулемётной очереди. Иван вскочил и держа ящик с патронами перед собой, побежал, но не напрямую к траншее, а наискосок, при этом ещё и крича "а-а-а". Он успел сделать пару десятков шагов, когда другая пулемётная очередь его "нашла". Упав и выронив ящик, он продолжал так же громко кричать "а-а-а". Трофим Иванович, оставив свою ношу в небольшой воронке, подполз к Ивану через несколько минут. У красноармейца были перебиты обе ноги выше колен. Старшина махнул Степке рукой:

- Дуй сюда! Оставь пока ящик...

Степка подполз к стонущему Ивану и пытавшемуся перевязать его старшине. Следующая команда была такая:

- Хватай его за руку и потащили!

Через минут десять они дотащили раненого до окопа и передали его в руки местного санинструктора. Теперь нужно было возвращаться за боеприпасами, оставленными на поле. Подошёл чернявый младший лейтенант с левой рукой, прибинтованной к груди. Он молча вырвал у Степки из рук фляжку с водой, сделал пару глотков и, вернув сосуд хозяину, выговорил:

- Боеприпасы принесли?.. Что значит "никак нет"?.. Давайте быстрее!.. У бойцов по полдиска осталось патронов и гранат почти нет.

Старшина и Стёпка вылезли из траншеи и поползли за оставленными на поле ящиками...

Для любителей военной художественной прозы до 24 марта с.г. действуют 20% скидка от цены любой из этих книг: https://clck.ru/cBDR2

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.