Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Не хочет делать уроки. Заставлять - не выход. Что делаю я, рассказываю

Оглавление

Ребенок уроки делать совсем не хочет. Мы начинаем заставлять. При этом не можем доходчиво объяснить, а зачем их делать и зачем учиться вообще. И вот с боем мы за уроки его усадили. А что толку? Он ведь делать их всё равно не хочет. Для него это пытка.

Отстать от ребенка с выполнением домашнего задания мы не можем. Он тогда будет получать плохие отметки, уйдёт в гаджеты, да и вообще пойдёт по наклонной. Эти картины мы рисуем в своем воображении.

Получается, что заставлять - не выход и отстать нельзя. Что же тогда делать? Я расскажу о своём опыте. Мне приходится выполнять домашние задания с детьми в качестве репетитора, консультировать родителей, а также делать уроки с собственным ребенком.

У меня ребенок учится хорошо и вообще учёба ему нравится. Проблем с уроками не было. Но ведь это не всегда так. Я бы слукавила, если бы утверждала, что у сына всё замечательно. Лень, усталость и нежелание сидеть за скучными учебниками иногда всё-таки проскальзывают. А у кого их нет, ну хоть иногда?

Фото автора
Фото автора

На тему нежелания делать уроки у меня уже были статьи. Но всё равно появляются новые вопросы, и тема эта больная для многих родителей. Я уже писала о том, что важно организовать рабочее место для ребенка, начать домашку с предметов, которые нравятся, использовать физкультминутки, а также использовать игры и чек-листы, с которыми школьник выполняет уроки легко, быстро, с радостью и самостоятельно. А этого мы и хотим добиться.

Более подробно читайте в статьях:

Что делать с "я не хочу"

Это эмоция ребенка, и все его мысли только о том, что он не хочет делать домашку. В этот момент не нужно на него кричать и заставлять. Я пробую встать на его место и просто посочувствовать: "Да, я вижу, что ты не хочешь". Это совсем не значит, что я разрешаю ему не делать уроки. Я просто рядом. "Да, тебе много задали сегодня. Я вижу, что ты не хочешь учить правило, английские слова, стихи и читать параграф. Это сложно. Я вижу, что тебе не хочется". Проговариваем чувства и эмоции ребенка, а потом находим способы сделать выполнение домашних заданий проще. Если это даты и формулы, то можно придумать весёлый способ их учить, любой параграф можно читать и рисовать по содержанию схемы и рисунки (так тема легче запомнится, без зубрёжки).

Ограничиваем время на уроки

Ребенок приходит из школы и видит кучу домашних заданий. Ему кажется, что это чересчур много, что это бесконечно, что уроки он будет делать до ночи, ничего не успеет, а у него есть свои увлечения и желания помимо уроков.

Я использую таймер на телефоне в виде игры. "Давай засечём 20 минут на математику, а потом посмотрим, сколько заданий ты успел сделать, и всё ли у тебя получилось". Только это не строго говорю, чтобы у ребенка не было паники: "Ой, всего 20 минут, надо уроки быстро сделать. А то мама ругаться будет". Такого чувства у него быть не должно. Это же игра, это вовлечение в уроки и проверка своей скорости. Просто смотрим, сколько заданий он успеет за 20 минут. Не успеет - ничего страшного, на математику уйдёт чуть больше времени, зато русский язык он сделает даже быстрее, чем выйдет время.

Деление уроков на такие кусочки помогает детям быстрее их сделать и без скандалов.

Вырабатываем привычку

Один день ребенок делает уроки сразу после школы, другой день он сначала гуляет, а потом делает, третий день он вообще идёт на секцию, а уроки делает поздно вечером, пятый день просто нет настроения делать уроки сразу, в итоге садится опять поздно вечером со скандалами. В этом нет стабильности, нет режима. Школьник тратит время на то, чтобы подумать: "А когда же я буду делать сегодня уроки?" Такого быть не должно.

Когда уроки чётко по времени, когда есть строгий режим и время, отведенное на домашку, то ребенок делает эти уроки лучше. Для него это как рутина, как почистить зубы по утрам. Соответственно, и нет криков "я не хочу делать уроки".

У моего сына вошло в привычку делать уроки после обеда в дневной сон его младшей сестры. Эта привычка настолько укоренилась в нём, что он садится за уроки в это время и в выходные дни, и даже на каникулах. А если ничего не задали на каникулах, он начинает разгадывать задания в журналах или просит меня дать ему какое-то задание.

Формируем положительное отношение к урокам

Что говорят родители: "Да сколько можно?", "что из тебя вырастет", "устала я с твоими уроками сидеть", "садись быстрее за уроки", "хочешь быть двоечником", "достал меня со своими уроками" и т.д. Когда мы ругаемся по поводу уроков, то они становятся для ребенка ещё более ненавистны. При слове "уроки" он корчит лицо, кричит, что не хочет делать, топает ногами, стучит руками.

Что делать?

  • перестать кричать
  • перестать говорить глупости (что пишет как курица лапой, что глупый, что двоечник и т.д.) Он слышит это и думает, что так оно и есть. И доказывать что-то обратное не хочется.
  • сделать уроки более интересными и увлекательными. Можно включить обучающий ролик на тему параграфа. Сейчас по всем предметам и по всем темам можно найти интересные видео.
  • не сидеть рядом с ребенком, когда он делает уроки, а поменять его отношение к ним с негативного на позитивное.

Пробуйте использовать эти мои способы. Пишите в комментариях, как у вас обстоят дела с "я не хочу делать уроки".

Ставьте "нравится", подписывайтесь.

Успешной вам учёбы и терпения!