Найти тему
Короче, о книгах

Книга всегда лучше! Почему экранизации проигрывают книгам, по которым они сняты?

Оглавление

Замечали, что какую бы экранизацию вы ни смотрели, всегда будут слышны возгласы людей, читавших первоисточник: «Книга лучше!», причём абсолютно не имеет значения, о «Голодных играх» речь или о «Гордости и предубеждении». А почему так? Есть ли какие-то объективные причины, по которым яркая движущаяся картинка, приправленная спецэффектами, уступает тысячам чёрных букв на белой бумаге?

Очевидная причина

Самый очевидный ответ — только книга обладает способностью так ловко переносить в другие миры. Другие страны, эпохи, планеты — фантазия сама «рисует картинку» таким образом, чтобы она нравилась именно вам, поэтому так часто зритель недоволен оттенком волос главной героини или неправильно поставленным британским акцентом. В сотворении мира собственными силами есть особая ценность.

Кроме того, качество упирается в хронометраж. Невозможно раскрыть персонажей и изобразить развитие истории за 2,5 часа, когда экранизируются роман даже средней увесистости. Зачастую это приводит к тому, что из фильма исчезает какой-нибудь Пивз и толпы фанатов негодуют.

Менее очевидная причина

Если говорить о причинах менее очевидных, то кино — продукт более коммерческий. В попытках привлечь аудиторию, фильм всегда становится продуктом более массовым и, следовательно, упрощённым. Конечно, книгу вам тоже пытаются продать всеми силами, но скорее не сам автор, а издатель, поэтому на этапе создания произведения первична идея, а не попытка на вас заработать. Особенно невинны в этом плане дебютные романы, авторы которых не знали, будет ли вообще их книга издана.

Режиссёрская причина

Очень часто фильм уступает книге, «благодаря» режиссёрской работе. Режиссёр признанный, сколотивший себе имя, реже берётся за экранизацию романа (тут, безусловно, есть знаковые исключения: Кубрик, Тарковский и т.д.). Как правило, он работает с оригинальным сценарием, поэтому как бы нам ни хотелось увидеть экранизацию романа Флобера в исполнении Ларса фон Триера — этого, скорее всего, не случится.

Важная ремарка

На самом же деле важно понимать, что книги и фильмы существуют параллельно, в едином культурном пространстве, но в отрыве друг от друга. Оценивать одно через призму другого не совсем правильно. Книга и экранизация этой книги в любом случае будут совершенно разными. В случае с книгой мы всегда следуем за мыслью, видением автора, а в случае с экранизацией — это всегда видение режиссера.

Две существующие крайности извечного конфликта — «Зачем читать, если можно фильм посмотреть» и «Зачем экранизация, если есть роман, который лучше во всех отношениях» по сути своей не очень корректны. Ведь фильм — детище режиссёра, а не копия книги.

С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Короче, о книгах», делитесь статьей в соцсетях, атакже заглядывайте в книжный Telegram и Youtube-каналы!

Хобби
3,2 млн интересуются