Покупка недвижимости в нашей стране может рассматриваться как выгодное капиталовложение для физических и юридических лиц. В качестве юрлица выступает фирма или организация, зарегистрированная в установленном законодательном порядке и имеющая в хозяйственном или оперативном управлении собственное обособленное имущество.
Сделки купли-продажи недвижимости с участием физических лиц в нашей стране широко распространены. В статье мы рассмотрим, может ли юридическое лицо купить квартиру, условия и этапы сделки, плюсы и минусы, нюансы налогообложения.
Может ли ООО купить квартиру в собственность
По действующим законам РФ юридические лица могут приобретать в собственность недвижимость, однако такие сделки имеют некоторые особенности.
Юрлица могут беспрепятственно приобретать квартиры:
- у физических лиц;
- у юридических лиц.
В каких целях может использоваться недвижимость, находящаяся в собственности юрлица:
- в коммерческих целях для нужд компании (должен вестись бухгалтерский учет);
- в качестве выгодной инвестиции.
Приобретенную в собственность квартиру компания может переоборудовать под офис, магазин, складское помещение и т. д.
Как купить квартиру на юридическое лицо
Сделки купли-продажи недвижимости с участием юридического лица имеют некоторые особенности. Например, если стоимость объекта недвижимости превышает 25% от размера активов компании, сделка считается крупной, поэтому требуется получить разрешение от всех совладельцев и акционеров общества с ограниченной ответственностью. Согласие не потребуется, если компания зарегистрирована на единственного учредителя, который и является ее руководителем.
Согласие на покупку недвижимости оформляется в письменном виде и может иметь следующую форму (зависит от типа компании):
- решение совета директоров;
- протокол собрания акционеров/учредителей.
При покупке недвижимости юридическое лицо уплачивает госпошлину в размере 22 000 рублей за регистрацию права собственности.
Если учредители компании – 2 или более человек, недвижимость оформляется в долевую собственность. Размер долевой собственности определяется с учетом величины вложений в устав компании каждого дольщика.
Этапы оформления сделки купли-продажи недвижимости юрлицом:
- Обговариваются все условия соглашения.
- Составляется предварительный договор, его подписание участниками сделки.
- Подготовка и проверка всех документов о праве собственности.
- Составляется и подписывается основной договор купли-продажи.
- Пакет документов передается в Росреестр для регистрации сделки с недвижимостью.
- Выполняется расчет за приобретаемый объект.
- Участниками сделки подписывается акт приема-передачи объекта в собственность нового владельца.
- Процедура государственной регистрации недвижимости по переходу права собственности.
Необходимые документы
Оформление сделок с недвижимостью с участием юридического лица не имеет существенных особенностей за исключением пакета документов, которые потребуются для составления договора купли-продажи.
Какие документы необходимы для покупки недвижимости юрлицом:
- нотариально заверенная доверенность на имя человека, представляющего интересы компании во время сделки (если в сделке не участвует руководитель);
- документ, удостоверяющий личность доверенного лица или паспорт руководителя, если в сделке участвует он лично;
- устав компании (копия);
- выписка из ЕГРЮЛ;
- документ, подтверждающий согласие на сделку от учредителей или акционеров ООО.
Плюсы и минусы покупки недвижимости на юрлицо
Покупка недвижимости юридическим лицом имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.
Плюсы:
- выгодное оформление недвижимости на компанию, работающую по УСН;
- минимальные риски при взаиморасчетах;
- коммерческая недвижимость в собственности ООО пополняет оборотный капитал компании на приличную сумму;
- сниженная процентная ставка при покупке недвижимости в кредит с возможностью оформления договора на длительный срок (до 15 лет);
- доступно оформление в рассрочку при покупке недвижимости от застройщика;
- по претензиям кредиторов учредитель несет ответственность только в рамках своей доли уставного капитала;
- нет рисков потери имущества в результате семейных споров, судебных исков по долговым обязательствам.
Минусы:
- если компания будет признана банкротом, недвижимость будет выставлена на торги и продана за сниженную стоимость (ниже рыночной);
- при покупке объекта недвижимости в рассрочку от застройщика за продавцом сохраняется право собственности до погашения всего долга;
- для оформления сделки юридическому лицу придется подготовить большой пакет документов;
- для юрлиц установлена повышенная налоговая ставка на покупку недвижимости, которая будет использоваться в инвестиционных целях.
Особенности налогообложения
При покупке юридическим лицом квартиры в собственность компании законами РФ не предусмотрена обязанность по уплате НДС. Если же недвижимость приобретается в целях инвестирования (предусмотрена дальнейшая перепродажа), компания обязана уплатить налог на прибыль.
Если ООО работает по общей системе налогообложения, на выручку начисляется налог на прибыль и НДС. Их величина рассчитывается как разница между стоимостью при покупке и стоимостью при продаже недвижимости. При упрощенной системе налогообложения выручка облагается налогом по ставке 6%.
Среди дополнительных расходов компании, приобретающей недвижимость в собственность, – выплата налога на имущество. Это региональный сбор, величиной не более 2% от кадастровой стоимости объекта.
Юридическим лицам, планирующим покупку недвижимости в собственность компании, лучше подготовится к сделке с участием опытного юриста. Помощь компетентного специалиста позволит исключить любые риски для компании.
Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.