Найти тему
История транспорта

Икарус 620 в Ставрополе

Автобусы Икарус 620-й модели стали поставляться в Советский Союз с 1959 года. В 1963 году из двухсот пятидесяти двух машин этой модели, поставленных в СССР, пятнадцать штук автобусов Ikarus 620.13 поступили в город Ставрополь. Поставки происходили следующими партиями: 11 автобусов пришли 19 ноября, 2 — 30 ноября и ещё два — 3 декабря 1963 года. Они получили госномера в промежутке от 19-77 стд до 19-91 стд и через пару дней приступили к пассажирским перевозкам. Новые Икарусы настолько разительно отличались внешним видом от работавших до этого на городских маршрутах ЗиС-155, ЗиЛ-158 и ПАЗ-652, что люди специально дожидались на остановке Икарус, чтобы прокатиться на новинке. По воспоминаниям ветеранов, вся партия была окрашена в бежевый верх и красный низ кузова. Первоначально их поставили на маршрут №11, проходивший по центру города.

Икарус 620.13 госномер 19-90 стд из первой партии, поступившей в Ставрополь в 1963 году на маршруте №11. Улица Ленина, 1968 г. Фото из коллекции В. Шатского.
Икарус 620.13 госномер 19-90 стд из первой партии, поступившей в Ставрополь в 1963 году на маршруте №11. Улица Ленина, 1968 г. Фото из коллекции В. Шатского.

Следующая партия из десяти автобусов Ikarus 620.14 пришла в город 20 июня 1967 года и получила госномера в диапазоне 07-31 стк — 07-40 стк. Увеличение количества этих машин позволило поставить данный тип на маршруты №№4, 15 и на некоторые маршруты, связавшие город Ставрополь с селами в пригороде. Начиная с этой партии, все, поступавшие в Ставрополь «шестьсот двадцатые» были окрашены в молочно-серый верх и голубой низ.

Икарус 620.14 госномер 07-40 стк из второй партии 1967 года на маршруте №11. Угол улиц Морозова и Коминтерна, 1968 год. Фото из коллекции В. Шатского, колоризация В. Климова.
Икарус 620.14 госномер 07-40 стк из второй партии 1967 года на маршруте №11. Угол улиц Морозова и Коминтерна, 1968 год. Фото из коллекции В. Шатского, колоризация В. Климова.

Еще десять Икарусов модели 620.14 прибыли в Ставрополь в следующем, 1968 году: три 10 июля (19-52 стк — 19-54 стк), шесть — 19 июля (19-73 стк — 19-77 стк) и один — 5 августа (21-24 стк).

Икарус 620 1968 года госномер 19-76 стк пригородного маршрута г. Ставрополь — с. Татарка на ныне несуществующей автостанции в районе Верхнего рынка, примерно 1973 год. Фото из коллекции В. Шатского.
Икарус 620 1968 года госномер 19-76 стк пригородного маршрута г. Ставрополь — с. Татарка на ныне несуществующей автостанции в районе Верхнего рынка, примерно 1973 год. Фото из коллекции В. Шатского.

Последние десять Икарусов 620 город получил 9 июня 1969 года, госномера 15-55 стм — 15-63 стм. Таким образом, к лету 1969 года в городе работало сорок пять Икарусов-620, что при ежедневном выпуске на линию в 180 машин, составляло четверть всего парка, что для небольшого краевого центра в те годы было внушительным числом.

Автобус госномер 15-58 стм из последней партии, поступившей в город в 1969 году на маршруте №15, примерно 1971 год. Фото из коллекции В. Шатского.
Автобус госномер 15-58 стм из последней партии, поступившей в город в 1969 году на маршруте №15, примерно 1971 год. Фото из коллекции В. Шатского.
Икарус-620  госномер 15-63 стм маршрута №11 на проспекте Карла Маркса, 1975 год. Фото из коллекции В. Шатского.
Икарус-620 госномер 15-63 стм маршрута №11 на проспекте Карла Маркса, 1975 год. Фото из коллекции В. Шатского.

Первые Икарусы из первой партии 1963 года начали списывать уже в 1970 году. Столь малый срок эксплуатации был связан как с техническими проблемами эксплуатации этих автобусов, особенно в условиях крутых подъемов и спусков улиц города, так и с большим поступлением новой техники, позволявшей без проблем заменять вышедшие из строя старые машины. Последним из этой партии был списан 19-87 стд, дата приказа о списании — 14 февраля 1972 года.

Долгожитель из первой партии, проработавший на городских маршрутах девять лет на маршруте 11. Фото из коллекции П. Шило.
Долгожитель из первой партии, проработавший на городских маршрутах девять лет на маршруте 11. Фото из коллекции П. Шило.

В 1972 году в Ставрополь стали приходить автобусы Икарус-556, в 1973 году — Икарус-180, с 1974 года — Икарус-260, с 1975 года — Икарус-280. И век старых автобусов подошел к концу. Приказом от 22 апреля 1976 года были списаны последние шесть ставропольских Икарусов 620-й модели: 19-53 стк, 19-74 стк, 19-77 стк, 15-58 стм, 15-62 стм и 15-63 стм.

Икарус-620, вероятно, последней партии, 1969 года маршрутов 4  или 11 на проспекте Карла Маркса, начало 1975 года. Фото из книги «Ставрополю 200 лет».
Икарус-620, вероятно, последней партии, 1969 года маршрутов 4 или 11 на проспекте Карла Маркса, начало 1975 года. Фото из книги «Ставрополю 200 лет».

При этом в селе Шпаковском, располагавшемся в восьми километрах к северу от Ставрополя работал один Икарус-620 госномер примерно 17-71 стр (получен госномер был в 1971 году) в качестве служебного автобуса одного из предприятий. Последний раз в работе я наблюдал его в 1979 году, а в 1982 году его кузов появился на одной из свалок, расположенной недалеко от автодороги Ставрополь — Аэропорт.

Спасибо за внимание!