Как и обещал, продолжаю обсуждение последних «сезонов» сериала «Склифосовский»
…Отдельный разговор об излишней, на мой взгляд, натуралистичности и переизбытке профессиональных медицинских терминов, которые авторы через киногероев обваливают на зрителей.
Не знаю, как другим, но мне ни к чему такое изобилие человеческого мяса и крови, показываемых детально и крупным планом. И всё это сопровождается обильной медицинской терминологией.
Верю я, верю, что на экране вижу хирургов в операционной. Не надо мне в деталях показывать, как выглядит требуха больного человека на операционном столе.
И, по-моему, явный перебор с запуском вручную сердца каждого второго оперируемого. Для напряжения сюжета оно и сойдёт, но чувствую, что уже утомляет. Тем более, что под рукой у медиков имеются дефибрилляторы. Показать полную самоотдачу хирургов – это, конечно, хорошо. Но не надо забывать, что это такое – непрямой массаж сердца, сколько сил он отнимает.
Я далёк от медицины, но лет 40 назад мне пришлось делать такой массаж на заводе, случайно оказавшись рядом с потерявшим сознание сердечником. Прибежавшая главврач заводской поликлиники поручила мне делать такой массаж, сама занималась уколами, звонками в «скорую». Меня, естественно, никто не учил тому, как правильно делается подобный массаж.
Человек умер. Наконец-то приехавшая «скорая», в которую врач звонила трижды – на неё диспетчер «скорой» обещала пожаловаться – констатировала смерть и забрала тело. Позже мне объясняли (не врачи), что при правильном массаже сердца можно и рёбра сломать.
Вернёмся после авторского отступления к фильму.
В сериале, пожалуй, наблюдается перебор кадров с торчащими из тел пациентов огромными кусками стекла, с арматурой, прошившей пострадавших насквозь, кусками дерева, тоже торчащими из тел бедолаг чуть ли не в каждой серии.
Я, зритель, уже понял, что в съёмочной группе хорошие реквизиторы, они способны заставить зрителей поверить в натуральность ран. Но во всём нужна мера. Иначе «переедание» может тошноту вызвать.
А теперь об одном эпизоде 8-го сезона. Речь идёт об изнасиловании директором, владельцем какой-то частной конторы жены травматолога Сергея Куликова (Константин Юшкевич).
Это случается во время корпоратива, когда подвыпивший босс, пригласив к себе в кабинет со стеклянной стеной подчинённую ему женщину, насилует её.
То, что директор собственной фирмы, ударяющий за молоденькими подчинёнными (Ольга (Евгения Дмитриева) однажды видит через стеклянную стену его подобные домогательства), выбирает для секса 50-летнюю женщину, это понять можно – чем больше выпито, тем краше женщины любого возраста.
То, что Ольга не смогла дать достойный отпор, устроить шум (за стеной люди танцуют), допускаю. Хотя плохо представляю, что может сделать в одиночку немолодой, поддатый мужик, если он только не изобьёт зверски, слегка не придушит, короче, не вырубит жертву.
Но я вспомнил об этом эпизоде в свете последних новостей со всего света о том, что у них, там, привлекают подобных мужиков даже за харассмент, не говоря об изнасиловании. Причём, даже по прошествии многих лет. Английские принцы за сексуальные игрища 20-тилетней давности отвечают, не то, что владелец какой-то неведомой конторы.
Героиня же сериала мало того, что на полгода напрочь выпала из жизни, - даже квартиру перестала убирать,- так она бурно возмущается, негодует, когда муж, наконец-то узнав от неё об этом случае, спрашивает жену, хоть и разведённую с ним, заявляла ли она в полицию.
Вот это по-нашему.
У них бы жертва насилия такой шум подняла, что никому мало не показалось, насильника в ту же ночь в кутузку посадили бы по её заявлению, а потом финансово раздели догола в уплату морального ущерба.
Наша же баба, когда её муж автомобилем сбивает насильника насмерть (без умысла), ужасается тому, что тот наделал: у покойника жена, двое детей и коллектив фирмы остались. Как они теперь жить будут?
Знай наших – Россия! А то какой-то харассмент!
Остаётся ждать 9-й сезон, не оставлять же Сергея в СИЗО, а Брагина – на операционном столе.
А теперь о некоторых, своего рода бытовых непонятках.
8-й сезон – это наши дни. А где ковид? Почему повсюду люди даже без масок шастают, не говоря хоть об одном заболевшем, тем более, о летальных исходах? Что за вольница в "Склифе"? Где вакцинация? Что за отношение к воле властей? Действительно, бардак, распустились.
Почему в Склифе не видно охранников? Даже в столичных районных поликлиниках чоповцы дежурят. А тут коллективные драки в приёмном отделении медсёстры, врачи и санитары разнимают.
С каких это пор реальные врачи пользуются автоматическими тонометрами при измерении давления? Они ж всегда, помнится, по старинке грушу качают. А автоматика врёт напропалую. По каждодневному опыту знаю.
И уж совсем непонятна такая, отнюдь не бытовая подробность, как назначение заведующих отделениями Склифа – я всегда думал, что их назначает главврач своим приказом. Как директор завода начальников цехов и отделов. Здесь же целые комиссии Минздрава заведующих заслушивают, кандидатуры претендентов рассматривают. Мало этого, работу министерские комиссии проверяют на месте. Чудеса!
Или и это для сюжета понадобилось, как и странная для меня, зрителя, слежка за работой отделения специально направленных в Склиф ординаторов в качестве стукачей.
Для чего? Чтобы даже не уволить, а только отстранить от должности?
А просто так, по хотению начальства сделать это не могут? Это в наше-то время.
И почему за «бардак» в отделении хирургии никак не отвечает главврач Склифа? Где пресловутая персональная ответственность за действия подчинённых?
Не сочтите за придирки. Хочется на экране видеть правду жизни. Мы ж не Станиславские, чтобы говорить: «не верю».
Вот во что я абсолютно верю, так это в тот бардак, о котором не только говорят, но и показывают в сериале.
Верю, что для операции, когда пациент уже на операционном столе разрезанным лежит, неожиданно для хирурга не находится нужных титановых протезов – поставщики не поставили.
Верю в пресловутые квоты на лечение и в не менее пресловутые протоколы, за нарушение которых возможна ответственность врача, а в случае следования им – смерть больного (как в эпизодах прямого переливания крови и удаления при операции обнаруженной опухоли).
Ну, а теперь, считаю, настала пора более подробно поговорить о героях сериала, об их характерах и поступках.
Начну с главного – с Брагина (Максим Аверин).
Вне всякого сомнения, он – обаятельная личность, одна улыбка чего стОит.
Почти неотразим. Но с каждой новой серией ловлю себя, зрителя, на том, что он начинает меня слегка раздражать. Раздражать своими двумя состояниями: либо комикованием, хохмачеством, либо мировой скорбью, в которую он порой впадает. Нет какой-то «золотой середины» спокойного состояния более чем взрослого человека. Тут и улыбка кажется наигранной, неискренней, включаемой на автомате.
То ли дело – его жена Марина Нарочинская (Мария Куликова).
И дело делает, и жизни радуется, и за всех, в том числе за порой непутёвого мужа, переживает. И дочь мужа, которая не подарок, привечает. Образец этакой современной русской женщины. С горящим домом и с конём не связывается, это – к Брагину.
Та же постоянная вселенская печаль не сходит с лица хирурга Ивана Николаевича Хромова (Александр Сирин).
Даже жаль становится дядьку в тех случаях, когда, вроде бы, у него всё хорошо по жизни. Его даже, как бы, молодые девушки любят. От чего он поначалу начинает даже подтаивать. Но всё с той же печалью на лице.
Об Ирине Алексеевне Павловой (Елена Яковлева) распространяться не стану. Жаль тётку. И чего так рвётся заведовать. Каменская мне больше была по сердцу. Но образ сыгран хорошо.
Вот с кем всё понятно до конца – это реаниматолог, приехавшая с Урала Анна Ханина (Евгения Лютая). К её героине можно относиться по-разному, но у неё цельный характер не отнимешь. И не скажешь, что в голове ветер, наоборот. В чём-то - стерва, но она и не скрывает своей сути.
Признаюсь, меня раздражает старшая медсестра Фаина (Ирина Основина), хотя её роль сыграна блестяще.
Но как представлю, что, к примеру, секретарша или уборщица, у нас на работе стала бы всякий раз поправлять, а то и командовать специалистами, наводить «порядок», как она его понимает, то, думаю, без мата в её адрес не обошлось бы.
Что касается чиновника Минздрава, отца Толика, Анатолия Алейникова (Игорь Гордин), то здесь есть вопросы. Не по характеру и поступкам героя, с ним всё ясно: законченный мерзавец, алкоголик, которого жизнь больно бьёт.
Вопросы в другом. Он обозначен, как высокопоставленный министерский чиновник. Но чем занимается, по сюжету не видно. Хоть бы раз увидеть его нам на рабочем месте. Всё больше на персональном автомобиле ездит, напивается до поросячьего визга и пакости устраивает женщине, с которой живёт (кстати, у неё же в квартире).
Отсюда напрашивается вывод: реформа по оптимизации медицины была проведена не с того конца - надо было капитально Минздрав оптимизировать, поскольку, судя по сериалу, его чиновникам даже сценаристы дела не нашли. Те занимаются неведомо чем. Бюджет едят.
Их бы зряплаты пустить на дело, в реальную медицину. Глядишь, хоть какая-то польза была бы.
А теперь о реальной медицине. Не киношной, столичной.
Сначала несколько слов о тех самых протоколах, которые часто поминаются в сериале.
Я уже рассказывал, как в течение года в столичных платных и ОМС-овских лечебных заведениях не мог избавиться от кашля. Из тех 12-ти врачей, которых я прошёл, лишь 2-3 действовали, на мой взгляд, по протоколу.
А на днях побывал у дерматолога и не абы где, а в КДЦ ФГБУ. Приём прошёл за 5 минут. Врач даже из-за стола не встала, ни о каком осмотре и речи не было, мне и раздеваться не пришлось. Выписала 3 наименования лекарств – на выбор. Естественно, не на рецептурном бланке, а на клочке бумажки.
И стОит ли после такого удивляться самым последним новостям, связанным с медиками:
«Компетентность медиков в Калужской больнице будет проверять не только Минздрав, но и прокуратура. Большие вопросы к ним появились после того, как они посоветовали 18-летнему Артёму Волкову, который пришел к ним с травмой грудной клетки после неудачного сальто, принимать обезболивающее и отпустили домой. Утром молодой человек скончался».
«Поведение врачей больницы Лесосибирска, города в Красноярском крае, стало обсуждаемым скандалом первой рабочей недели 2022 года. Видео с «корпоративом» засняла одна из посетительниц больницы. У женщины в отделении реанимации лежал муж после нескольких сложных операций на желудочно-кишечном тракте. Как выяснилось позже, в день, когда она снимала веселящихся врачей, ее мужа уже не было в живых. Всё сошлось: смерть тяжелого пациента, гулянки врачей на рабочем месте, но есть ли между двумя этими фактами связь, выясняют силовики и Минздрав региона».
Кто-то скажет, эти факты не имеют никакого отношения к сериалу «Склифосовский».
И я о том же: там - кино, здесь - жизнь.
После того, как закончил смотреть «Склифосовского», заглянул на сайт реального, а не киношного «Склифа». С сожалением узнал, что в реальности там не так благостно, как на экране.
А закончить своего рода рецензию я хочу сравнением «Склифосовского» с уже «древним» «Доктором Хаусом». Дочь посоветовала. Посмотрел пару эпизодов из разных серий.
Однозначно, наш – лучше, в нём жизни больше. И в героях жизни, страсти и чувств больше. Их герои - какие-то кукольные. Хотя у них все врачи – при галстуках…
Кроме главного героя.
Тот такой же, как Брагин, которому - как он как-то сказал - нужны только свежие трусы и носки. Счастливчик. Это я о Брагине.
Буду ждать 9-го сезона. Надо ж узнать, что авторы уготовили для тех же Сергея и Брагина, для остальных тоже.
Главное – не заболеть. Очередная волна заразы надвигается…
Повезло «склифовцам» - у них её нет. В кино.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.