Найти в Дзене
Ярцева-HR Внешний HRD

"Культура увольнений" или как расстаться с сотрудником гигиенично, соблюдая моральные нормы и трудовое право. Статья 4.

В наше время очень много говорят, пишут и обучают правильному подбору и найму персонала – это очень важная часть работы HR, я бы даже сказала самая важная! Потому что «Люди – наше всё» - кого наймем с тем и работать. Но даже имея в штате самого первоклассного HR, с большим практическим опытом и развитым чувством интуиции, случаются ошибки в подборе, у HR и у руководителей. И это нормально. И встает вопрос об увольнении. Причин увольнений по инициативе Работодателя множество, все они прописаны в Трудовом кодексе и действовать можно ТОЛЬКО в рамках трудового законодательства. Увольнения по инициативе Работодателя - один из самых неприятных аспектов работы HRов и руководителей любого уровня. Но если такой вопрос появился, его нужно решать. Но как это сделать правильно? Этично и в рамках правового поля?

«Культура увольнений» - есть такое понятие, оно в себя включает много-много пунктиков, которые мы разберем, и которые, возможно, кому-то пригодятся на практике.

По каким же причинам чаще всего расторгаются трудовые отношения по инициативе Работодателя? Рассмотрим реальные причины, а не просто формулировки из Трудового кодекса:

- Сотрудник не справляется со своими обязанностями

- Сотрудник токсичен или «разлагает» коллектив

- Сотрудник часто отсутствует на работе по разным уважительным причинам

- Сотрудник не смог адаптироваться на испытательном сроке или под новые условия работы

- Работодатель более не нуждается в сотруднике (тут список причин огромен!)

- реорганизация Компании

- смена руководства

- Работодатель принял решение оптимизировать ФОТ и/или численность штата

- Сотрудник нарушил ПВТР или правила охраны труда или правила пожарной безопасности

- Сотрудник совершил неправомерное действие по месту работы (хищение, порча имущества, обмен и т.п.)

При всем этом радует, что ситуации с увольнениями не такие уж частые явления, и в большинстве случаев, как-то решаются в процессе переговоров двух сторон. Нередко, именно «как-то», без соблюдения «культуры увольнения». Потому что этому просто не учат! Не обучают в институтах, не обучают на каких-то специальных курсах или тренингах. Т.е. информации на эту тему мало, в основном – это информация о трудовом законодательстве, что имеет, конечно, наиболее важную роль – всё в рамках правового поля – и это верно! Попробую немного приоткрыть окно в «культуру увольнений».

«Культура увольнений» - это соблюдение этики, ряд негласных правил, принципов, которые помогают разрешить деструктивную ситуацию максимально гигиенично для бизнеса, руководителя и сотрудника.

«Культура увольнений» имеет несколько ключевых моментов, которые раскрывают её суть:

1. Соблюдение законодательства

2. Соблюдение общепринятых норм морали и культуры

3. Ведение переговоров придерживаясь принципа «win-win»

1. «Соблюдение законодательства». Один из самых важных аспектов любой истории с увольнением. В большинстве случаев к этой части привлекают юристов, что вполне логично и правильно, так как не все HR являются юристами. Кратко обозначу, на что необходимо обратить внимание при подготовке к беседе с сотрудником, с которым планируете расторгнуть трудовые отношения:

- проверить наличие и соответствие действующему законодательству всех ЛНА (локальный нормативных актов)

- проверить весь пакет кадровых документов на Работника на наличие и соответствие законодательству и внутренним ЛНА

- проверить все выплаты, отпуска, служебные записки и т.п.

Каждый документ должен соответствовать нормам действующего законодательства! Если есть недоработки, то их обязательно нужно устранить.

2. Соблюдение общепринятых норм морали и культуры.

Почему так важно соблюдать нормы морали при увольнении? Какова выгода Работодателя и Руководителя (про Сотрудника намерено не пишу, т.к. статья написана для Руководителей).

- прозрачные и этичные увольнения повышают статус Руководителя в Компании, в коллективе, среди тех сотрудников, кого эта ситуация не коснулась;

- укрепляется репутация и имидж Компании;

- снижается риск судебных разбирательств;

- Руководитель/Компания остаются в хороших отношениях с увольняемым сотрудником.

Итак, основные «правила» этики «Культурных увольнений»:

- в идеале, беседу с сотрудником должен проводить тот, у кого хорошие взаимоотношения с увольняемым сотрудником, но это должен быть или Руководитель, или HR. Почему так? Потому что здесь важен принцип «установления контакта», и если данный принцип нарушен изначально, то беседа может пойти не в ту сторону с самого начала. Более подробно, как это сделать и почему это так важно, я рассказываю на своем семинаре «Сложные увольнения».

- задавайте правильные вопросы. В некоторых случаях, такие вопросы сами приведут сотрудника к пониманию ситуации, и он «саам» примет решение;

- важно дать высказаться самому Сотруднику, будь «активным слушателем»;

- дать сотруднику возможность «сохранить лицо»;

- не нужно лукавить в процессе диалога с сотрудником, будьте максимально прозрачны, но при этом не нужно выкладывать все аргументы сразу, не давать слишком «подробные объяснения», тем более, если предполагаете «конфликтность» сотрудника;

- не всегда нужно ждать формального повода для увольнения, иногда, это может усугубить ситуацию;

- быть человечным! Сотрудник в момент увольнения испытывает не самые приятные эмоции, и это важно учитывать;

- соблюдать индивидуальный подход к сотруднику;

- предложите сотруднику помочь с поиском новой работы;

- написать рекомендательное письмо, если причины не в качестве выполняемой сотрудником работы;

- заблаговременно подготовить план беседы и возможно, необходимые документы

- не затягивать с увольнением;

- быть готовым стать щедрым

3. Ведение переговоров придерживаясь принципа «WIN-WIN».

«WIN-WIN» - ситуация, когда выигрывают оба партнера в переговорах. Я специально вывела этот принцип отдельным пунктом, не вписав его среди всех других принципов и правил. Почему так? Потому что принцип выгоды обоих партнеров в переговорах увольнения (в любых переговорах) наиболее важен! В основе стратегии «WIN-WIN» лежит эффективное и плодотворное сотрудничество. У каждого человека есть наиболее важные, наиболее значимые для него принципы, вещи, требования и т.д., зная и понимания выгоду сотрудника переговоры пройдут гораздо легче и плодотворнее для обеих сторон. Важно не путать этот принцип с компромиссом! Стратегия «WIN-WIN» подразумевает сотрудничество в переговорах с выявлением выгоды для каждой из сторон, а не тоже самое, что компромисс.

Важно знать до переговоров с Сотрудником:

Стратегия переговоров «WIN-WIN» - подготовить полнуый список взаимосвязанных вопросов, заблаговременно, с возможными предполагаемыми ответами, приведу пример:

  1. Планируемый итог первичных переговоров с сотрудником?
  2. Какие требования может выставить сотрудник?
  3. Есть ли аргументы у сотрудника против, которые могут навредить Компании?
  4. Если сотрудник будет конфликтовать, то как это отразится на моих дальнейших действиях?
  5. Что может сделать или сказать сотрудник после озвученного решения и моих предложений?
  6. Какие требования сотрудника могут быть приемлемы для Компании?
  7. Где заканчивается выгода Компании, а где Сотрудника?

Подведем итоги. Если возникла необходимость расторгнуть трудовые отношения с сотрудником, то важно придерживаться следующей схемы:

1. Подготовка к беседе по принципу «WIN-WIN».

2. Собрать максимум информации, доступный законодательно: ЛНА, кадровые документы на сотрудника, результаты его работы в Компании и психологический портрет.

3. Соблюдение действующего законодательства.

4. Удобное время и место для переговоров.

5. Подход к переговорам с «холодным разумом», без эмоций.

Надеюсь, данная статья приоткрыла «окно» в «культуру увольнений» и будет кому-то полена. Поменьше вам увольнений и побольше лёгких переговоров.

Буру рада помочь в подготовке к «сложным увольнениям» по всем правилам «культуры увольнения».

Или приходите ко мне на семинар «Сложные увольнения».

Ваш ЯHR,

Ярцева Марина