Рубеж XIX – ХХ веков явился переломным в развитии петербургской архитектуры. Эта страница архитектурной летописи нашего города заслуживает внимания исследователей и таит немало интересного для всех горожан. На исходе 1890-х годов, в город на Неве пришёл с Запада новый стиль, за которым в России закрепилось название «модерн». Этот стиль выражал идеи кардинального обновления художественных средств, создания современного самостоятельного языка, независимо от норм исторических стилей.
Бурный, но недолгий расцвет модерна укладывается в одно десятилетие. Этот стиль внёс динамизм в композицию жилых домов и общественных зданий. Модерн Петербурга отличает сдержанная элегантность. Более скромные по своим художественным качествам, чем представительные ансамбли центральных проспектов и площадей, сооружения той поры, среди которых преобладают жилые дома, продолжают служить новым поколениям. Они прочно вошли в рядовую застройку знакомых нам улиц и вместе с признанными памятниками зодчества придают Петербургу неповторимое своеобразие.
Об этом можно прочитать в книге известного историка архитектуры Б. М. Кирикова «Архитектура Петербурга конца XIX – начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм» [10], где представлен ряд выдающихся памятников значительных периодов в истории зодчества Петербурга, в частности, модерна.
В начале ХХ века в городе на Неве трудилось немало крупных мастеров, чья творческая деятельность всё ещё не осмыслена с достаточной полнотой. В их ряду видные места занимают выдающиеся зодчие-ровесники-юбиляры текущего, 2021 года – Василий Васильевич Шауб, Владимир Петрович Апышков, Дмитрий Андреевич Крыжановский, Ипполит Александрович Претро, Алексей Фёдорович Бубырь, Алексей Иванович Зазерский. В их творчестве проявились особые черты петербургского модерна. Ими были созданы наиболее значительные произведения в данном стиле.
Первым исследователем творчества этих зодчих является Валерий Григорьевич Исаченко – художник, архитектор, историк искусства Санкт-Петербурга, автор около 40 книг и более 600 статей, среди которых трёхтомник «Зодчие Санкт-Петербурга» [3], во втором томе которого помещён ряд его статей, посвящённых творчеству перечисленных и других ведущих зодчих XIX – начала ХХ века, общими усилиями которых и был в основном создан тот уникальный культурно-исторический организм, ставший ядром современного Петербурга и признанный памятником мирового градостроительного искусства…
Академик архитектуры В. В. Шауб (1861-1934) [5], открытый В. Г. Исаченко, – автор не менее 80 построек в Петербурге. Ему посвящена большая глава в упомянутой выше книге. Наряду с уже упомянутым Д. А. Крыжановским Шауб, о котором, к сожалению, до сих пор нет отдельной монографии, был наиболее плодовитым зодчим своего времени, сыгравшим большую роль в формировании облика города в целом и отдельных его районов, особенно Петроградской стороны и Васильевского острова. Необычайная интенсивность деятельности сочеталась у него с высоким архитектурно-художественным и строительным уровнем зданий. Шауб был сторонником обработки фасадов штукатуркой разных фактур в пределах одного тона. Он стал в полном смысле слова поэтом штукатурки. Архитектору довелось создать едва ли не единственный в практике петербургского модерна ансамбль – на пересечении Каменноостровского проспекта и нынешней улицы Мира.
Также очень разнообразны произведения в нашем городе В. П. Апышкова (1871-1939), – зодчего-практика и первого теоретика модерна в России. Вдохновенный очерк о нём помещён в книге В. Г. Исаченко «Бессмертные имена Северной Пальмиры» [6]. Особняк инженера С. Н. Чаева на улице Рентгена, 9, построенный по проекту Апышкова, – яркий образец модерна в Петербурге. Живописная композиция фасадов показывает зодчего как поборника новых форм архитектуры и умелого строителя.
Самое известное инженерно-архитектурное сооружение Апышкова, памятник эпохи, её смелых устремлений, созданный в содружестве с крупным инженером Г. Г. Кривошеиным (1908-1911 гг.), – мост через Неву, известный как мост Петра Великого.
Архитектор Д. А. Крыжановский (1871-1942), чьё 150-летие также приходится на 2021 год, был одним из видных мастеров модерна в нашем городе. Без его многочисленных построек невозможно представить ландшафт Петроградской стороны. Некоторые из них играют роль важных градостроительных доминант. Интересно, что после Февральской революции Крыжановский стал первым начальником городской милиции. В годы Гражданской войны он был занят строительством укреплений под Петроградом, занимался изучением и охраной памятников архитектуры, внёс более двух десятков предложений по улучшению техники архитектурно-строительного дела, и его постройки всегда отличались особой прочностью. Д. А. Крыжановский был главным архитектором ЛенИЗО, преподавателем ЛИИПС-ЛИИЖТ, строительного техникума, автором книг и статей. Кроме того, Крыжановский являлся специалистом по вокалу, певцом и знатоком истории и теории музыкальной культуры, преподавал в музыкальной студии. Об этом автору статьи о нём [7] В. Г. Исаченко сообщили в своё время коллеги и ученики Дмитрия Андреевича, занимавшиеся в этой студии в Доме архитектора. Война помешала изданию книги Крыжановского «Физика голоса»; рукопись утрачена.
Ровесник Крыжановского, архитектор-художник Ипполит Александрович Претро (1871-1938), первенство в изучении жизни и творчества которого также принадлежит В. Г. Исаченко [8], был одним из наиболее своеобразных зодчих Петербурга начала ХХ века, а также одним из последних в плеяде архитекторов французского происхождения, которую начинал великий Ж. Б. Леблон ещё в Петровскую эпоху. Предки Претро появились в Петербурге в конце XVIII века.
За полтора десятка предреволюционных лет он построил в нашем городе не менее 40 зданий. Это большое наследие, позволяющее ставить архитектора в один ряд с такими мастерами модерна, как Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль, А. Ф. Бубырь. Постройки Претро несут на себе приметы кратковременной, но яркой архитектурной эпохи. Самые интересные его здания выполнены в формах «северного модерна» и привлекают горожан суровым романтическим обликом.
Выдающимся мастером архитектуры «северного модерна» был и А. Ф. Бубырь (1876-1919) [3]. Статья, посвящённая ему, к 145-летию со дня рождения, была опубликована 18.02.2021 г. в электронном журнале «Петербургские прогулки» [2]. Наследие зодчего для современных мастеров поучительно его умением лаконичными средствами добиваться сильного эмоционального воздействия. Различные сочетания одних и тех же элементов, выверенные соотношения больших масс и деталей придают его постройкам свежесть и остроту. Единство экстерьеров, интерьеров и городской среды, своеобразное преломление принципов национального северного зодчества – эти качества делают творчество А. Ф. Бубыря ярким явлением в отечественной архитектуре начала ХХ века. Жилые здания, театры, учебные заведения, административные, медицинские учреждения и промышленные здания получили в проектах зодчего самые прогрессивные решения [9].
В своей насыщенной творческой деятельности архитектор соприкасался с живописцами И. Е. Репиным, Б. М. Кустодиевым, актёрами Л. В. Собиновым и А. В. Неждановой. Близкие отношения связывали А. Ф. Бубыря с Д. И. Менделеевым и его семьёй. Подробней об этом можно прочитать в очерке Н. В. Гаврис «Блок, Менделеев, Бубырь – представители новой России: петербургские адреса» в электронном журнале «Петербургские прогулки» [1].
Чрезвычайно велика роль в развитии застройки города на Неве коллеги Бубыря, его ровесника и тёзки, – Алексея Ивановича Зазерского (1876-1942), архитектора, художника, инженера и педагога. Его главная заслуга в дореволюционный период, по мнению В. Г. Исаченко [4], – это возведение группы кооперативных жилых домов, в которых автор выступает как зодчий-градостроитель, мыслящий большими объёмами и массами. Стремление к комплексной застройке участков города не могло получить должного развития в тех условиях. Но отдельные здания всё же были построены и представляли собой важный вклад в развитие петербургской архитектуры начала ХХ века.
Зазерским было основано «Товарищество для устройства постоянных квартир»; по его проекту на Большой Посадской ул., 1 был построен первый кооперативный дом. В центре внимания зодчего всегда были вопросы бытового комфорта и гигиены жилища. А наиболее значительное произведение А. И. Зазерского, близкое к современному типу, – комплекс из четырёх зданий Бассейного кооператива (ул. Некрасова, 58-60, совместно с архитекторами Э. Ф. Виррихом, Н. В. Васильевым, А. Ф. Бубырём).
Все шесть мастеров-юбиляров 2021 года, о которых шла речь в обзоре, были людьми кипучей энергии и редкой целеустремлённости, они воплощали в себе характерные качества архитектора целой эпохи. Если бы в Петербурге действовало правило обозначать на всех домах имена их создателей, то читатели «каменной летописи» удивились бы, увидев, насколько часто на её страницах упоминаются зодчие В. В. Шауб, В. П. Апышков, Д. А. Крыжановский, И. А. Претро А. Ф. Бубырь, А. И. Зазерский. Их заслуги неоспоримы; значение их деятельности выходит за рамки того исторического периода, когда они жили и работали. Все «герои» обзора унаследовали богатые архитектурные традиции, строительную культуру Петербурга и стремились связать их с новыми требованиями. Образы зодчих-патриотов, представленные в книгах В. Г. Исаченко, пропитанные уважением и симпатией автора к их творчеству и личности каждого, передающимися читателям, – могут служить замечательным примером для горожан и для новых поколений архитекторов. Убедительны и аргументы В. Г. Исаченко о необходимости достойного воздаяния памяти выдающимся Мастерам.
Литература:
1. Гаврис Н. В. Блок, Менделеев, Бубырь – представители новой России: петербургские адреса [Электронный ресурс] // Петербургские прогулки. – 2017. – 4 декабря. – (Знатокам города).
2. Гаврис Н. В. Дом, с которого начинается Таврическая улица: к 145-летию со дня рождения выдающегося архитектора А. Ф. Бубыря, жившего в доме №1. // [Электронный ресурс] // Петербургские прогулки. – 2021, 18 февраля. – (Знатокам города).
3. Исаченко В. Г. Алексей Бубырь // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX –начало XX века; сост. В. Г. Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1998. – С. 862-886.
4. Исаченко В. Г. Алексей Зазерский // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII-XX веков. – М.: Издательство Центрполиграф, 2010. – С. 175-183.
5. Исаченко В. Г. Василий Шауб // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX –начало XX века; сост. В. Г. Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1998. – С. 628-646.
6. Исаченко В. Г. Владимир Апышков // Бессмертные имена Северной Пальмиры. Поэты и писатели, художники и скульпторы, композиторы и архитекторы. – М.: Издательство Центрполиграф, 2011. – С. 276-280.
7. Исаченко В. Г. Дмитрий Крыжановский // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII-XX веков. – М.: Издательство Центрполиграф, 2010. – С. 127-131.
8. Исаченко В. Г. Ипполит Претро // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII-XX веков. – М.: Издательство Центрполиграф, 2010. – С. 170-174.
9. Исаченко В. Г. Начало – у дома № 159 // Фонтанка: культурно-исторический альманах. – 2016. – № 20. – С. 84-89. – (Колоннада Аполлона).
10. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX – начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. – СПб.: Изд. дом «Коло», 2006. – С. 15-19.
Автор статьи — Н. В. Гаврис, сотрудник библиотеки «На Стремянной».
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.