Найти тему
Сергей Макаров

Метро меняется – красивые граффити всё чаще украшают московскую подземку

В 21-м веке границы между творчеством и реальностью размыты настолько, что вероятность столкнуться с творением искусства можно даже спустившись в подземку. Современные большие города – это своеобразные арт-объекты, на улицах которого располагается множество уникальных достопримечательностей. Встретить их вы можете буквально на каждом углу. Подземка в этом отношении стала настоящим полем для творчества художников, работающих в стиле стрит-арт. Ярчайший пример – метро Стокгольма, дизайн которого прославился на весь мир.

Станция метро в Стокгольме
Станция метро в Стокгольме

Каждая его станция – это отдельная реальность со своим неповторимым дизайном, цветом и стилистическим оформлением. Попадая туда впервые, человек буквально проваливается в кроличью нору, как Алиса в страну чудес. Возможно именно стокгольмское метро вдохновило отечественных художников преобразить московскую подземку. И преобразования эти уже начались.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

Москва в данном контексте, хоть и отстаёт от шведской столицы, но не перестаёт вызывать интерес ценителей уличного творчества. Особенно сейчас, когда работы мастеров краски выходят на качественно новый уровень. Убедиться в этом можно, спустившись в метро и доехав до станции «Чкаловская». Именно этот отрезок подземного маршрута Москвы выбрали стрит-арт художники в качестве полотна для своих необычных работ.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

В качестве основной темы изображений выступает актуальная, как никогда, эпоха истории СССР. А именно человек этой эпохи, именем которого и названа станция. Валерий Чкалов – это герой СССР, знаменитый лётчик, который имеет множество заслуг перед родиной. Изображение Чкалова дополнено рисунком военного самолёта героя, показывая, кем именно был этот бесстрашный человек. В целом работа смотрится очень достойно и выгодно выделяется на фоне остальных пока ещё безликих станций. В своём оформлении художник применил базовые цвета и оттенки. Основными из них стали насыщенный зелёный, синий, красный и чёрный. Лаконичность, профессионально выполненный рисунок, минимализм и чёткая графика стали отличительными чертами данной художественной композиции.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

Станция метро Чкаловская – это не первый переход в подземке, который был подвергнут столь оригинальному апгрейду. Она стала уже четвёртой по счёту, кто обрёл свой неповторимый колорит за счёт стрит-арт стилизации. Как правило к этим станциям теперь приезжают не только по необходимости. Они становятся местом паломничества жителей и гостей города, ведь на фоне таких стильных и ярких стен получаются незабываемые классные фото.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

К данной работе проявляют интерес не только обыватели, которые привычно для себя пользуются метро в качестве удобного транспорта. Оформление станции не прошло мимо деятелей культуры. Так, Алина Сапрыкина, занимающая пост директора «Музея Москвы», отмечает, что графика подобного формата давно стала неотъемлемой частью российской столицы. Качественный стрит-арт теперь встречается повсеместно, как на главных улицах Москвы, так и на стенах зданий в спальных районах. При этом Сапрыкина очень тепло и с воодушевлением отзывается о работах художников, называя их прекрасными. К слову, такие работы, как роспись станции метро Чкаловская, приветствуются и правительством Москвы, ведь они оживляют нашу историю, знакомят молодое поколение с героями прошлых лет и на доступном языке обращаются к молодёжи с посылом беречь своё культурное наследие. Это простой и доступный язык, который понятен всем независимо от возраста, социального статуса и других индивидуальных характеристик.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

Но в этом явлении, как и в любом другом, есть свои негативные стороны. Стоит отметить, что финансирование подобных проектов на сегодняшний день проводится в недостаточном количестве. Кроме того, утвердить макет художественного проекта в нашей стране, а в частности, в Москве, достаточно сложно. Как говорят художники, которые раньше имели дело с государственными заказами, на бумажную волокиту лишь для одного проекта может уйти больше шести месяцев. Что же касается нелегальных рисунков, им и вовсе не суждено прожить долго. Правительство преследует эти проявления креатива так же, как и их авторов. Более того, за культурный вандализм можно даже угодить за решётку. Связано это с тем, что правительство в силу своего консерватизма, ещё не слишком прониклось идеей стрит-арта. Более того, оно только сейчас начинает понимать все его преимущества и перспективы. Кроме того, законодательная база в данном контексте, мягко говоря, несовершенна. Это объясняет трудоёмкий и долгий процесс согласование художественных проектов в компетентных государственных структурах.

Метро Чкаловская
Метро Чкаловская

Но, лично мне, как обывателю, приятно, что подобных работ на улицах моей родной Москвы становится всё больше. Почему бы и нет? Ведь творческие люди, которые занимаются этой работой, действительно имеют талант. Так почему бы государству не объединиться с ними и не пойти навстречу творческим единицам, стремящимся сделать наши унылые серые улицы яркими, самобытными и оригинальными?

А как вы относитесь к стрит-арту на станциях метро?