Раньше мошенники действовали от лица представителей госорганов, банков, брокеров, известных брендов. Сейчас же всё чаще представляются работниками «Госуслуг». Для злоумышленников — это новый лакомый кусочек. «Госуслуги» — государственный портал, на котором зарегистрирован если не каждый первый, то каждый второй. Придумать развод, используя известное название, можно под любую аудиторию.
Отличить обман от законных действий сможет далеко не каждый человек. Сервис появился относительно недавно: не все уведомлены, какие возможности имеют «Госуслуги», что входит в компетенцию сотрудников, какую личную информацию можно называть, а какую не стоит ни в коем случае. Тоже самое касается и мошеннических схем — способы новые и постоянно модернизируются. К тому же не все следят за новостными сводками.
Все перечисленные факторы мошенникам только на руку — они пользуются наивностью и доверчивостью людей в своих корыстных целях. Ставка злоумышленников на то, что по незнанию люди поверят в ложь и сделают то, что от них требуется, часто срабатывает. Россияне, в свою очередь, ещё не ждут подвоха от популярного сервиса и потому не проявляют достаточную бдительность в разговорах с «представителями» портала.
Как злоумышленники обманывают людей, действуя под видом сервиса «Госуслуги»? Какую цель преследуют мошенники? Как распознать обман и не попасться на удочку? Что делать, чтобы защитить свои личные данные? Об этом и многом другом рассказываю в своей сегодняшней статье.
Популярные способы мошенничества с использованием портала «Госуслуги»
1. Взлом аккаунта. Если аккаунт пользователя находиться не под надёжной защитой (подробнее об этом пишу далее), то мошенники могут взломать профиль, зайти в личный кабинет, привязать новые номер телефона и электронную почту. Личные данные владельца используются для получения кредитов и микрозаймов.
2. Звонок от «представителя» сервиса. Злоумышленник звонит потенциальной жертве и сообщает о подозрительной активности в личном кабинете пользователя. Далее предлагает заблокировать аккаунт и просит назвать одноразовый код из СМС. Исход аналогичный: мошенники получают доступ к личным данным и оформляют кредиты.
3. Распространение ложной ссылки. Злоумышленники распространяют в социальных сетях фейковую ссылку, ведущую якобы на портал «Госуслуги». Зазывают сообщением о выигрыше, новой выплате, наличии задолженности, штрафа и т. д. Активировав ссылку, происходит установка вредоносного ПО, в результате чего может произойти утечка личной информации.
Как распознать обман и защитить свои личные данные
- Не доверяйте информации, полученной от незнакомых людей. Если вам говорят о задолженности, которую срочно нужно погасить, или о том, что кто-то пытается взломать аккаунт на «Госуслугах» — зайдите в приложение или позвоните компетентному лицу, чтобы перепроверить данные.
- Никому и никогда не называйте пароли, приходящие по СМС. Целью большинства мошеннических схем является именно получение одноразового кода для доступа к личному кабинету жертвы. Ради этого и придумываются истории, требующие незамедлительной реакции.
- Придумайте сложный пароль для входа на портал «Госуслуги», который будет трудно взломать. Хороший пароль содержит цифры, буквы (большие и маленькие) и символы. Если вам сложно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь генератором паролей.
- Установите в приложении «Госуслуги» двухфакторную идентификации для того, чтобы заходить в личный кабинет не только посредством введения постоянного пароля, но и одноразового, который каждый раз будет приходить вам на телефон.
- Так же в настройках мобильного приложения поставьте защиту на смену пароля, установив контрольный вопрос. Даты рождений, номера телефонов, адреса и т. д. — не подходят, так как эту информацию можно узнать из социальных сетей.
- Загрузите на свои гаджеты, которые вы используете для выхода в интернет, антивирусные программы. Антивирус будет предотвращать установку вредоносных файлов и защищать гаджеты от вирусов.
- Предупредите своих старших родственников о том, что злоумышленники теперь действуют и под видом сервиса «Госуслуги». Призовите их не терять бдительность и быть максимально внимательными.
Уже сталкивались с мошенническими действиями, связанными с порталом «Госуслуги»? Знаете другие способы обмана? Поделитесь своей историей в комментариях!
Нравятся статьи о деньгах и экономии? Подписывайтесь на мой канал Экономистка, чтобы не пропустить свежие публикации.