Найти тему
Живопись. Фотография.

Рай пыльцы и красок. Сады и парки глазами художников Великобритании

В 1644 один юный англичанин, путешествовавший по Европе, решил осмотреть сад французского дворянина. Он удивил садовника рассказом о том, что в Британии все частные сады открыты для публики. Звали англичанина Джон Ивлин.

По возвращении на родину Ивлин занялся созданием энциклопедии садоводства.

Джон Констебл (1776–1837). Вид на сад и красный дом за ним. Масло, холст
Джон Констебл (1776–1837). Вид на сад и красный дом за ним. Масло, холст
В его "Elysium Brittanicum" сад представляется земным наслаждением, «приближенным к Небесам, воплощением утраченного счастья» — то есть, конечно же, Эдема. Интеллектуал, известный автор дневников, переводчик и поэт (называвший бабочек «летающими цветами»), Ивлин видел в садоводстве ту форму знания и самовыражения, которая заключает в себе и прочие искусства и науки. В Эдеме росли все цветы мира, так почему бы им не расти в Британии, с ее уникальным умеренным климатом?
Джон Констебл (1776–1837). Цветочный сад Голдинга Констебла. Масло, холст
Джон Констебл (1776–1837). Цветочный сад Голдинга Констебла. Масло, холст
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Парк Кассиобери: жатва. Масло. дерево
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). Парк Кассиобери: жатва. Масло. дерево

Артур Уокер Редгейт (1860–1906). Коттедж в полях. Масло, дерево
Артур Уокер Редгейт (1860–1906). Коттедж в полях. Масло, дерево
Уильям Логсдейл (1859–1944). Садовые цветы. Масло, холст
Уильям Логсдейл (1859–1944). Садовые цветы. Масло, холст

Фрэнк Уильям Уорвик Топэм (1838–1924). Девочка на качелях. Масло, холст
Фрэнк Уильям Уорвик Топэм (1838–1924). Девочка на качелях. Масло, холст

Садоводство – старинная британская традиция. Как и посещение чужих садов, начиная с 18 века (один раз в неделю, правильными посетителями, то есть теми, кто прибыл в карете, а не пешком). Одна из знатных дам сравнила такую экскурсию с женским эквивалентом «большого путешествия по Европе», которое было доступно лишь юношам.

Фрэнк Шоу. Поместье Болхэм, Ледибридж, Ноттингемшир. Масло, холст
Фрэнк Шоу. Поместье Болхэм, Ледибридж, Ноттингемшир. Масло, холст

Тогда же, примерно в середине 18 века, английский сад поменял самую свою суть, он перестал быть похожим на «искусственно» красивые регулярные французские сады. Уильям Кент, сын плотника и Ланселот Браун, сын сборщика ренты и горничной, произвели, в буквальном смысле, революцию, создав чудо - «английский ландшафтный сад».

Кент, например, мог запросто приказать вырубить обычную рощу, заменив ее лужайкой, извилистым ручьем, «руинами», пересадить на другое место взрослые деревья, «сгладить» целые холмы, чтобы открыть вид на реку.
Существует поговорка: «Во французском саду вы увидите кого-то раньше, чем услышите. В английском саду все наоборот». Английский сад или парк во многом похож на лес – максимально приближен к природе, облагорожен, но в то же время лишен какой-либо искусственности.
Гарриет Мортон Холмс (1876–1967). Кью Гарденс, Суррей. Масло, холст
Гарриет Мортон Холмс (1876–1967). Кью Гарденс, Суррей. Масло, холст
Томас Эдвин Мостин (1864–1930). Святилище. Масло, холст
Томас Эдвин Мостин (1864–1930). Святилище. Масло, холст
Кейт Аллен Трайон (1865–1952). Сад в парке Бердероп, Суиндон, Уилтшир. Масло, холст
Кейт Аллен Трайон (1865–1952). Сад в парке Бердероп, Суиндон, Уилтшир. Масло, холст
Эдвард Аткинсон Хорнел (1864–1933). Яблоневый цвет. Масло, холст
Эдвард Аткинсон Хорнел (1864–1933). Яблоневый цвет. Масло, холст

Чарльз Уимпер (1853–1941).  Вязы, Хоутон, Хантингдон, Кембриджшир. Масло, холст
Чарльз Уимпер (1853–1941). Вязы, Хоутон, Хантингдон, Кембриджшир. Масло, холст

Уже к середине 19 века более половины населения Великобритании проживало в городах, с их шумом, грязью и копотью. А многие частные сады закрыли для посещений, потому что путешествие по железной дороге стало доступно и беднякам, так некстати появляющимся у ворот богатых поместий.

Но для таких людей создавались так называемые «сады удовольствий». На самом деле это было подобие современных городских парков, в которых были и цветы, и деревья, прогулочные дорожки, водопады, фонтаны. Там можно было послушать музыкальный концерт, покататься на лодке, пообедать на свежем воздухе, потанцевать, принять участие в маскараде, даже посмотреть фейерверк.

Предполагалось, что такой отдых будет удерживать бедняков от пьянства и социальных волнений. Посетителям запрещалось играть в азартные игры и непристойно выражаться.

Фрэнк Шервин (1896–1986). Кент: Английский сад. Масло, холст. Картина использовалась как  рекламный плакат Британских железных дорог.
Фрэнк Шервин (1896–1986). Кент: Английский сад. Масло, холст. Картина использовалась как рекламный плакат Британских железных дорог.
Септимус Эдвин Скотт (1879–1962). Харрогейт. Масло, холст. Картина использовалась как  рекламный плакат Британских железных дорог.
Септимус Эдвин Скотт (1879–1962). Харрогейт. Масло, холст. Картина использовалась как рекламный плакат Британских железных дорог.

Итогом стало создание в 20 веке множества общественных парков, «городских легких, символа нации», а представители среднего класса получили возможность купить и обустроить собственное пространство, беззаботный уголок, открыть для себя радости садоводства.

Сады и парки пережили обе мировые войны (многие из них реквизировали для военных нужд, в частности Гайд - парк, где был разбит огород). Существовал даже официальный лозунг, призывающий «копать для победы».

Генри Скотт Тьюк (1858–1929). Линдон Лодж. Масло, холст
Генри Скотт Тьюк (1858–1929). Линдон Лодж. Масло, холст
Син Маккиннон (1901–1996). Весна. Масло, холст
Син Маккиннон (1901–1996). Весна. Масло, холст
Томас Джордж Стори (1865–1935). Цветение. Масло, холст
Томас Джордж Стори (1865–1935). Цветение. Масло, холст
Чарльз Уолтер Симпсон (1885–1971). Птичий стол. Масло, холст
Чарльз Уолтер Симпсон (1885–1971). Птичий стол. Масло, холст
Артур Лоу (1866–1940). Деревня Киноултон, Ноттингемшир. Масло, холст
Артур Лоу (1866–1940). Деревня Киноултон, Ноттингемшир. Масло, холст
Пол Нэш (1889–1946). Сэндлинг Парк, Кент. Масло, холст
Пол Нэш (1889–1946). Сэндлинг Парк, Кент. Масло, холст

В наши дни, спустя двести лет после первого собрания Королевского садоводческого общества, оно насчитывает более 345 000 участников, а на душу населения приходится больше садов, чем в любой другой европейской стране.

Стэнли Спенсер (1891–1959). Соседи. Масло, холст
Стэнли Спенсер (1891–1959). Соседи. Масло, холст
Стэнли Спенсер (1891–1959). Лилии сорта "Мадонна". Масло, дерево
Стэнли Спенсер (1891–1959). Лилии сорта "Мадонна". Масло, дерево
Филип Джон Рандалл (р. 1947). Кошка Лавин проходит мимо окна. Масло, холст
Филип Джон Рандалл (р. 1947). Кошка Лавин проходит мимо окна. Масло, холст

Обложка: Джеймс Торрингтон Белл (1892-1970). "Цветущий сад". Масло, холст.

Источник всех изображений: https://artuk.org

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.