В 1644 один юный англичанин, путешествовавший по Европе, решил осмотреть сад французского дворянина. Он удивил садовника рассказом о том, что в Британии все частные сады открыты для публики. Звали англичанина Джон Ивлин.
По возвращении на родину Ивлин занялся созданием энциклопедии садоводства.
В его "Elysium Brittanicum" сад представляется земным наслаждением, «приближенным к Небесам, воплощением утраченного счастья» — то есть, конечно же, Эдема. Интеллектуал, известный автор дневников, переводчик и поэт (называвший бабочек «летающими цветами»), Ивлин видел в садоводстве ту форму знания и самовыражения, которая заключает в себе и прочие искусства и науки. В Эдеме росли все цветы мира, так почему бы им не расти в Британии, с ее уникальным умеренным климатом?
Садоводство – старинная британская традиция. Как и посещение чужих садов, начиная с 18 века (один раз в неделю, правильными посетителями, то есть теми, кто прибыл в карете, а не пешком). Одна из знатных дам сравнила такую экскурсию с женским эквивалентом «большого путешествия по Европе», которое было доступно лишь юношам.
Тогда же, примерно в середине 18 века, английский сад поменял самую свою суть, он перестал быть похожим на «искусственно» красивые регулярные французские сады. Уильям Кент, сын плотника и Ланселот Браун, сын сборщика ренты и горничной, произвели, в буквальном смысле, революцию, создав чудо - «английский ландшафтный сад».
Кент, например, мог запросто приказать вырубить обычную рощу, заменив ее лужайкой, извилистым ручьем, «руинами», пересадить на другое место взрослые деревья, «сгладить» целые холмы, чтобы открыть вид на реку.
Существует поговорка: «Во французском саду вы увидите кого-то раньше, чем услышите. В английском саду все наоборот». Английский сад или парк во многом похож на лес – максимально приближен к природе, облагорожен, но в то же время лишен какой-либо искусственности.
Уже к середине 19 века более половины населения Великобритании проживало в городах, с их шумом, грязью и копотью. А многие частные сады закрыли для посещений, потому что путешествие по железной дороге стало доступно и беднякам, так некстати появляющимся у ворот богатых поместий.
Но для таких людей создавались так называемые «сады удовольствий». На самом деле это было подобие современных городских парков, в которых были и цветы, и деревья, прогулочные дорожки, водопады, фонтаны. Там можно было послушать музыкальный концерт, покататься на лодке, пообедать на свежем воздухе, потанцевать, принять участие в маскараде, даже посмотреть фейерверк.
Предполагалось, что такой отдых будет удерживать бедняков от пьянства и социальных волнений. Посетителям запрещалось играть в азартные игры и непристойно выражаться.
Итогом стало создание в 20 веке множества общественных парков, «городских легких, символа нации», а представители среднего класса получили возможность купить и обустроить собственное пространство, беззаботный уголок, открыть для себя радости садоводства.
Сады и парки пережили обе мировые войны (многие из них реквизировали для военных нужд, в частности Гайд - парк, где был разбит огород). Существовал даже официальный лозунг, призывающий «копать для победы».
В наши дни, спустя двести лет после первого собрания Королевского садоводческого общества, оно насчитывает более 345 000 участников, а на душу населения приходится больше садов, чем в любой другой европейской стране.
Обложка: Джеймс Торрингтон Белл (1892-1970). "Цветущий сад". Масло, холст.
Источник всех изображений: https://artuk.org
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.