Недавно с удивлением обнаружила, что среди противников СО бытует мнение, якобы в семейной форме обучения с индивидуальным подходом отсутствует дисциплина, нет никаких правил и дети делают, что хотят.
И только школьная система с едиными требованиями и стандартами для всех способна эту дисциплину установить.
Убеждена, что ни индивидуальный подход, ни единый стандарт сами по себе не являются гарантом соблюдения дисциплины.
Да, индивидуальный подход — это про внимательность к особенностям личности и гибкость системы правил. А школьная система, напротив, имеет жёсткие правила, обязательные для всех без исключения.
Но можем ли мы сказать, что дети станут строго соблюдать дисциплину, просто потому что так надо? Думаю, нет
Загляните случайно в класс, из которого учитель вышел «по срочным делам» минут на 10 и оставил одних второклашек. Или семиклассников. Что они делают?
Тихо сидят и старательно работают в тетрадях или читают учебники? А, нет. Галдят и бегают между рядами с криками! Вот Вова схватил стул и собирается запустить в Лёшу: «&**@, я тебя сейчас за***@&».
Ну, десятиклассники-то наверняка более дисциплинированны! Упс, то же самое, только выражения уже стоит записывать в словарь ругательств, сама не повторю.
Пример был из моей школьной жизни, но не думаю, что сейчас что-либо изменилось. Это я к чему?
В школе это в основном запугивание
Громкий голос или крик, запись в дневнике и оценки за поведение, угрозы вызвать родителей, давление завуча или директора.
Школьная система негибкая. Стандарт выполняется без учёта контекста. И некоторые правила попросту неразумны.
Например, существует правило не выходить на уроке в туалет. Не пускает учитель, и всё — 3-й класс уже не первоклашки, должны потерпеть. В принципе, разумно: можно пропустить важный материал; один вышел — и тут же надо остальным. И для какого-нибудь хулигана Васи, каких немало, и которые только и ищут способ сбежать с урока, такое правило очень уместно.
А для робкой Ксюши оно не подходит. На перемене она не успела: туалет один, перемена маленькая и была очередь. А теперь на уроке она не способна сосредоточиться на материале, поскольку вынуждена думать только о своём мочевом пузыре.
Или вот ещё правило: тихо и спокойно себя вести на перемене, не бегать. Лично для меня — очень странное. Дети сидят тихо на уроках, сдерживая свою активность. Для них расслабиться — это как раз поскакать и покричать. Но нельзя.
Получается напряжение в течение учебного дня растет постоянно, без сброса. Не удивительно, что они на втором уроке сосредоточиться не могут, не говоря уже о последнем. И тем более очевидно, что дети начинают стоять на ушах, как только учитель вышел за дверь.
Теперь вернёмся к нашим баранам: индивидуальному и стандартному подходу
Индивидуальный подход
Он зависит напрямую от личности педагога. Он возможен и в группе. Он подразумевает гибкость. То есть если для конкретной группы правило не работает, его можно изменить или упразднить совсем.
Нельзя бегать в классе, потому что можно расшибиться о парту или повредить ценные вещи — зато можно в коридоре. И с тем же туалетом: внимательный учитель знает, кого можно отпустить с урока, а кого нет.
Или с оценкой работы учеников, когда оценивают не по шкале «количество ошибок», а по прогрессу конкретного ученика. Это возможно и в школе, но встречается, к моему сожалению, крайне редко. И вполне объяснимо: переполненные классы, низкие зарплаты у педагогов, завышенные и часто неадекватные требования, бюрократия.
Это требует упорной совместной работы родителей и педагогов с ребёнком.
Хочу поделиться следующими принципами, которыми руководствуюсь, чтобы приучить дочь к дисциплине
1. Правила должны быть! Они важны, чтобы ребёнок не растерялся и не начал прятаться за ленью и капризами. Расписание, сколько времени уделить какому предмету, как выполнять задания.
2. Правила должны быть разумными. Я не требую от дочери идеального знания каждого предмета. Некоторые из них никогда не пригодятся в жизни. Я позволяю Ксюше делать перерывы не по времени, а по самочувствию. И стараюсь научить её быть внимательной к себе и отличать реальное утомление или голод от нежелания сосредоточиться и попыток бегства.
3. Правила могут быть гибкими. Я разрешу дочери пропустить тренировку, если она себя неважно чувствует. Или заменить один предмет на другой, потому что именно сегодня душа просит географии вместо истории. Но всё должно обсуждаться, и решение принимаю я.
4. Стараюсь оценивать прогресс, а не количество ошибок. Обращаю внимание на то, как дочь запомнила пройденный материал, способна ли применить свои знания, может ли рассуждать, опираясь на них.
5. Уважение к личности ребёнка. Здесь нет места невыдержанности, унижениям, оскорблениям. Зато есть место правилам общения. Я даю ребёнку высказать свое мнение. И внимательно его выслушиваю, показывая, что оно важно для меня. Даже если оно кажется мне глупым, не высмеиваю, а объясняю, в чём она ошиблась. Это, кстати позволяет заметить пробелы во всех областях, а не только по конкретным предметам.
До сих пор помню, как в 3-м классе Ксюша пересказывала «Тимура и его команду». Там было много несоответствий, и в конце мальчик управлял вертолётом. Так урок литературы у нас трансформировался в смесь истории, психологии и логики. До сих пор вспоминаем и смеёмся.
И я знаю, что она будет слушаться меня не из страха, а из уважения и нежелания меня подвести. А ещё потому что это очень приятно — чувствовать, что тебя уважают, чувствовать себя важным, особенно когда ты ребёнок. И соблюдать самодисциплину она станет из уважения ко мне и к себе, из ощущения ценности своего времени и своего труда.
Этому в своё время меня научил школьный учитель физики Чолакян Валерий Гарникович.
Интеллигентный человек, профессиональный педагог, страстно любивший свой предмет и видевший в каждом ученике личность. Его уважал весь класс, его слушались даже хулиганы, а он никогда не повышал голоса. Для многих из нас он стал примером для подражания.
- Таким образом, мы видим школьную систему, в которой всё усреднено, обобщено и подчинено единым правилам, с одной стороны,
Но и в одном, и в другом случае дисциплина может соблюдаться, а может и не соблюдаться учащимися.
И я убеждена, успех этого мероприятия зависит напрямую от педагогов и родителей, от нашего воспитания и от того, что мы вкладываем в головы и сердца наших детей.
Если хотите узнавать о личном опыте семейного образования, подписывайтесь на канал.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Дарья Татарова, инструктор по йоге и женскому фитнесу, мама двоих детей (10 лет и 1 годик). Старшая дочь на СО
Читайте ещё одну статью автора:
Что оказалось самым сложным на семейном образовании в 4 классе
В школе все должны идти в ногу, как в армии. Причём желательно — галопом. А вашему ребёнку это надо?