Найти тему
Московские истории

Чистые Пруды: Добрая волшебница с улицы Жуковского

Читательница "Московских историй" Ирина Иринич продолжает рассказывать об обитателях Чистых Прудов.

Улица Жуковского, 2017 г. Фото Руслана Хакимова. Источник http://rasfokus.ru/photos/photo2876019.html.
Улица Жуковского, 2017 г. Фото Руслана Хакимова. Источник http://rasfokus.ru/photos/photo2876019.html.

Каждому хотя бы раз в жизни должен встретиться человек, к которому всегда можно прийти. Мне повезло: я встретила Розалию Абрамовну, бабушку моей подруги детства Лизы.

Мы никогда не звонили заранее Розалии Абрамовне - она всегда была дома и всегда была нам рада. Огромная комната в уютной коммуналке. Просторный холл, большая ванная, доброжелательные соседки. Одна, кажется, актриса театра кукол. На столе сразу появлялись стаканы в серебряных подстаканниках, сладости, которые она сама пекла, всегда очень вкусные, обязательно с медом и маком.

На стенах - ковер с античным сюжетом, портреты родных на фарфоровых тарелках, дубовый старинный комод, круглый стол - посередине, две кровати, черная в драконах ширма, темный фигурный паркет, над головой изящная хрустальная люстра. Старинная, искрящаяся, она была столь оригинальна, что в 80-е годы была приобретена кинотеатром «Форум», ныне почившем.

Улица Жуковского, 4. Источник: https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6138
Улица Жуковского, 4. Источник: https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6138

В комнате на первом этаже по улице Жуковского, 4, (бывший Мыльников переулок) было где разгуляться. По воскресеньям здесь собиралась большая семья хозяйки, и мы с мамой и бабушкой, как лучшие друзья, тоже приглашались, для меня это был настоящий праздник.

На улице Жуковского готовятся к Новому году. Дочь Алла, 1950-е годы.
На улице Жуковского готовятся к Новому году. Дочь Алла, 1950-е годы.

Бабушка была для Розалии Абрамовны непререкаемым авторитетом. Во-первых, она была немного старше, а во-вторых, Розалия Абрамовна считала ее очень умной и волевой. В какой-то мере это было на самом деле так. Что касается ума, то это, как говорится, от природы, а остальные качества сформировала нелегкая жизнь бабушки. У Розалии Абрамовны все было легче, радостнее, позитивнее. Чудесный муж (я уже не застала его в живых), две дочери, с которыми она выезжала в довоенные и послевоенные годы на всё лето в Крым или снимала дачу в подмосковной Валентиновке.

Моя бабушка, будучи женой репрессированного, работала, работала и работала, чтобы прокормить семью, жила в вечной тревоге и страхе. Общение с Розалией Абрамовной было для нее отдушиной. Ей льстило восхищение, умиляла наивность и доброта героини, ну и всё то же: к ней всегда можно было зайти.

Мара с дочкой Лизой.
Мара с дочкой Лизой.

У Розалии Абрамовны были две дочери. Младшая Маргарита (Мара), нашедшая счастье в семейной жизни, высоко ценила дружбу с моей мамой, была очень доброжелательна и тепла. Они подружились в детстве на катке Чистопрудного бульвара и трепетно относились друг к другу всю жизнь.

Старшая, Алла, полная противоположность младшей. Талантливая, резкая, бескомпромиссная, постоянно ищущая любовь и безумно ревнующая Розалию Абрамовну к моей маме, которую та называла своей третьей дочерью и не разрешала садиться за стол, пока она не придет. Алла великолепно играла на пианино, пела, сочиняла песни и стихи (ее стихотворными поздравлениями мы до сих пор пользуемся).

Алла с племянницей Лизой.
Алла с племянницей Лизой.

Еще в молодости она прославилась благодаря газетному фельетону «Не дальше Столешникова» пера известного журналиста Нариньяни. Вся Москва читала и узнавала в героине Аллу с улицы Жуковского. После окончания института она была распределена учителем немецкого языка в какой-то маленький город, но отказалась ехать, сказав, что не поедет «дальше Столешникова переулка» (там была комната ее бабушки).
Потом она преподавала немецкий в медицинском училище и руководила там художественной самодеятельностью: подготовленные ею концерты и праздники были неподражаемы, Алла неизменно была за пианино – и это всегда предвещало невиданный успех.

Розалия Абрамовна с внучкой Лизой на Чистых Прудах, у памятника Грибоедову.
Розалия Абрамовна с внучкой Лизой на Чистых Прудах, у памятника Грибоедову.

Когда Розалии Абрамовны не стало, ее комната отошла государству. Тогда еще не знали слова «приватизация», но она могла прописать в своей комнате внучку Лизу - сохранилась бы жилплощадь. Но Алла была против прописки племянницы и пугала маму, что ее тогда отправят в дом престарелых. Какой-то состоятельный господин расселил коммуналку, а жильцам купил отдельные квартиры и чуть ли не обставил их.

Почему же я назвала Розалию Абрамовну доброй волшебницей? Она умела и любила делать праздники не только для близких, но и для совершенно посторонних людей. Однажды в начале июня мы собирались на дачу, и к нам приехал сдавать госэкзамены бабушкин племянник Марик из Минска. Он учился заочно в Московском текстильном институте и на время сессии всегда останавливался у нас на Чистых прудах. В этот раз он хотел у нас отпраздновать с одногруппниками долгожданное получение диплома. Но мы уезжали. Марик приуныл. Разговор случайно услышала бывшая у нас в гостях Розалия Абрамовна. Через неделю он приехал к нам на дачу и взахлеб рассказывал, какую вечеринку организовала для студентов Розалия Абрамовна! Она наготовила, напекла, ребята ели-пили, танцевали, и хозяйка сама от души с ними веселилась. Весь праздник она организовала своими силами и за свой счет.

Валентин Катаев, Юрий Олеша и Михаил Булгаков. 1920-е годы.
Валентин Катаев, Юрий Олеша и Михаил Булгаков. 1920-е годы.

Недавно я узнала, что дом, где жила Розалия Абрамовна, называют «маленькой Одессой». В ее доме, на том же первом этаже, в 20-х годах прошлого века поселились молодые писатели-одесситы - Валентин Катаев, его брата Евгений, ставший потом соавтором Ильи Ильфа, Юрий Олеша, Лев Славин. Здесь Олеша увидел в окне дома напротив девочку с книгой и посвятил ей сказку «Три толстяка». #ирина иринич

Подробнее об этом можно почитать здесь: