Здравствуйте!
Я уже говорил, что меня пригласили в жюри конкурса, приуроченного к юбилею Н.А. Некрасова.
Поэтических конкурсов много: они отличаются направленностью, темами, условиями, наградами. Отмечу несколько моментов этого конкурса, которые мне нравятся:
► три номинации без жестких тематических границ, что дает относительную свободу поэту;
► направленность на классическую поэзию. Экспериментальная, конечно, никем не запрещалась, но все же имя Н.А. Некрасова, как говорится, обязывает;
► большая вовлеченность поэтических интернет сообществ, тут спасибо организаторам: Валерию Искре, Александру Малашенкову, Каменю Петрову;
► разнообразие наград;
► а как судье – мне по душе четкие критерии оценивания, удобные инструменты.
Особо хочется сказать о поэтах, которые участвовали в конкурсе. Это ответственно, это полезно (критика в том числе). Вы все молодцы! Я рад, что открыл для себя новые имена.
Статья – это мои размышления о поэзии, наблюдения, некоторые выводы, которые я сделал после второго тура. И будет не только о хорошем.
1. Некоторые стихи «не попали» в номинацию.
В пейзажную лирику почему-то прислали стихи о любви и наоборот. Были и такие, что притянуты к номинации «за уши».
Может ли быть, скажем, в пейзажной лирике тема любви? Конечно. Но нужно смотреть на ведущую тему и по ней определять номинацию.
2. На конкурсе было много нарративной поэзии, то есть истории в стихах, прозы, оформленной поэтически. Огромная часть поэзии. Многим кажется, что писать нарративную лирику легче. Это не так.
► Во-первых, искусность рассказчика никто не отменял.
► Во-вторых, в истории должны быть все необходимые части (как в обычном рассказе), в том числе кульминация и развязка. И вот с этим, на мой взгляд, многие не справились: не выражена проблема, кульминация невнятная или ее вообще нет, не имеющая отношение к истории развязка... и т.д.
Особенно плохи концовки, когда автор занимается морализацией. «Любите так, чтобы…», «Давайте помнить о войне…», «Мы должны сберечь природу…» и прочие подобные вещи плохи не только в поэзии. Зачем учить, обобщать? Люди и так любят, помнят, берегут… А те, кто этого не делает, стихов не читают.
► В нарративной поэзии действуют некоторые правила малой прозы: должны быть герои, событие, конфликт. Вместе с тем это поэтическая образность, эмоциональность, организованность ритма.
Такую историю хочется дочитать:
43-й. Война. Жесточайший бой!
Над окопами свист снарядов!
Кровь и смерть вперемешку с сырой землей –
Всё горит, как во чреве ада!
А в траншее парнишка лет двадцати
Вжался в землю – вокруг бомбёжка!
Шепчет: «Господи, Боже мой, защити,
Дай пожить мне ещё немножко!»
«Гражданская лирика». Анна Альмендингер, «43-й».
3. В номинации «гражданская поэзия» есть проблемы с определением круга тем.
Что это за темы? Это не только стихи о патриотизме, о войне, о любви к России. И это не просто философия. Прежде всего, это выражение особого гражданского взгляда, гражданской позиции по актуальным проблемам современного мира, исторического времени. К сожалению, именно таких стихов (во всяком случае, в моей группе) практически не было.
И когда (с чего-то в пейзажной лирике) встречаешь тему не о войне (да простят меня все, кто о ней писал, конечно, эта тема особо ценна) – радуешься новому взгляду:
Память вечная, Куликовская.
Ковыли ветра крутят косами,
Словно матушка-Русь неброская
Стелет по полю русым волосом…
«Пейзажная лирика». Прокофьева Александрина, «Куликово поле. Вечер после грозы».
4. Один из критериев оценки поэзии – глубина смыслов.
Наверное, самое сложное для поэтов.
Многие не ушли от банальности, обычности. Что это значит? Это значит, что описанные картины, созданные образы давно знакомы всем. В них нет ничего нового, интересного, оригинального, того, что я называю «самостью» или «я» поэта.
«Серебряная зима, желтая осень, березки, речки, птички… мы гуляем, как нам хорошо (или плохо, потому что дождик), как хочется лета, солнышка…» и прочее – неужели в пейзажной лирике нет интересных тем? Как и в любовной лирике. «Разлюбил/разлюбила, полюбил/полюбила…» – это слишком обобщенно. «Встретил (а) в парке), какая ты красивая (красивый)…» – тоже.
Вечные сравнения хода природы и времени жизни, погоды и настроения опять же, не новы.
Банальные темы возможны (куда от них деться) но без «самости», своего, особого взгляда на мир такие стихи получаются всего лишь зарисовками.
И здорово, когда поэту удается передать свои наблюдения, выразить свою позицию:
Не спят купцы. В тоннелях Ткацкого
Горят манящие огни.
А я сменял у них по-братски бы
Рубли на прожитые дни.
Вернул бы праздное студенчество:
Когда кипит жизнь в суете,
Когда бескрайнее отечество
Любимо даже в нищете…
«Гражданская лирика». Алексей Лучников, «ПАРАЛЛЕНИНА».
Отлично, когда обычная картина заканчивается необычным аккордом, часто на контрасте. Такая концовка делает все стихотворение:
Снег кружился, таял на лету –
Первый снег такой недолговечный.
И слезами изошли к утру
Чьи-то романтические свечи...
«Пейзажная лирика». Василиса Премудрая, «А на землю тихо падал снег...»
И личное – не только красивое. Главное – свое отношение, эмоции. Тогда и появляется точный образ чувства:
«Ведь она не твоя!» – издевался рекламы неон.
«Да пошел ты!» – взорвался я приступом пьяного смеха
И, хлебнув из горла, закатал свое сердце в бетон,
Чтоб не слышать распятой любви окаянное эхо...
«Любовная лирика». Глазунов Артем, «Ночь».
Собственный взгляд – даже на самую обычную природную картинку, умение увидеть в обычном новое, всегда ценны:
Красное на белом, белое на красном –
В парковой аллее, уходящей вдаль...
На душе светло мне от кристально-ясной
Той картины нежной... Чудо-пастораль!
«Пейзажная лирика», Лейфер Аркадий, «Пастораль».
В стихах о любви сразу проявляется банальность, если нет «я». В этой теме только «самость» дает глубину смыслов, проникновенность, эмоциональность:
Синий взгляд Ваш — застывший лёд,
Прислонённое к коже лезвие.
Не порезаться б.
Оцарапав улыбкой рот,
Я пытаюсь собраться с мыслями.
«Любовная лирика», Панфилова Анна, «Чувство нежности».
Уход об банальностей, передача своего видения на основе опыта, наблюдений, переживаний и дают глубину смыслов.
Извините, в одну публикацию все не уместилось. Продолжение будет завтра...
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература