Найти в Дзене

"Конан-Варвар" Роберт Говард. Впечатления от прочтения книги

Оглавление
Первая публикация: 1928-1968 год / Время чтения: 8 часов 51 минута
Первая публикация: 1928-1968 год / Время чтения: 8 часов 51 минута

Примечание: возможны спойлеры

Эта книга очень странная. Совершенно не ясно каким образом или по какой логике в эту книгу включались те или иные рассказы (ниже о каждом из них вкратце), потому что тут всё вперемежку. И в эту книгу входят не только рассказы про Конана-варвара, но и другие рассказы автора, а также неавторские рассказы про Конана, что ещё более странно, так как о подобном речи нигде не было. Книга сама по себе вводит в заблуждение.

Но если переходить к самим произведениям, то они вызывают неоднозначное впечатление. С одной стороны у нас есть классный фэнтезийный мир (это про Конана), пронизанный жестокостью (рабство, изнасилования, каннибализм и т. д.), с отсылками на реальность (цивилизованный запад и дикий восток, названия поселений) и с атмосферой всего магического в стиле Лавкрафта. На счёт последнего, некоторые рассказы действительно хорошо передают эту неизведанную и ужасающую таинственность всего мистического (и не только те, которые рассказывают о приключениях Конана-варвара), не на столько, конечно, хорошо как это описано в произведениях Лавкрафта, но очень близко я бы сказал.

С другой же стороны нам показывают в произведениях про Конана совершенно всемогущего персонажа, который с лёгкостью преодолевает любые препятствия, а в конце всегда остаётся в выигрыше. Он просто является идеальным представлением о мужественности — здоровый, сильный, волевой, умный и хитрый, прирождённый лидер, страстный, "рыцарь", готовый в любую секунду прийти на помощь первой встречной красавице, и многое чего ещё подобного. Но все эти качества проявляются от рассказа к рассказу. А они из себя представляют моменты из жизни Конана. Что-то похожее на процедурал с одним ГГ, но только в разных ролях, так как то он командир стражи, то он уже король, то он вождь кочевников, то он предводитель пиратов, то он предводитель казаков, то он вообще выступает в роли Индианы Джонса и отправляется на поиски сокровищ. Такая неразбериха и сумбур во всех этих рассказах не позволяет ощутить целостного представления обо всём этом описанном мире. У меня скорее возникает ощущение, что для каждого нового приключения Конана мир генерируется заново. Хотя стоит отметить, что другие авторы, а не Роберт Говард, попытались заполнить пробелы между этими приключениями, как например, рассказ "Чёрные слёзы" связывает между собой события из рассказа "Ведьма, которая родится" и "Тени Замбулы".

Другие же произведения автора, не о приключениях о Конане, редко когда представляют интерес. Многие из них делают упор на реальные исторические события (викинги, завоевание Рима), только с налётом мистики, а другие представляют из себя мистический детектив.

-2

Из всего сборника мне приглянулись несколько рассказов. Это "Тварь в склепе" не за авторством Говарда, но повествующий о приключениях Конана, который (рассказ) с одной стороны очень простой, но с другой — невероятно атмосферный; и не относящиеся на прямую к циклу о Конане-варваре: "Голуби ада" — мистический детектив с той самой атмосферой, передающий ужас таинственности происходящего, и "Люди тьмы" — красивая история о предыдущих жизнях и исправлении ошибок этих жизней в реальности (тут есть связь с Конаном). А среди не особо занимательных, но неплохих, можно выделить рассказы "Люди из черного круга" и "Ведьма, которая родится" из цикла о приключениях Конана-варвара.

В общем, не слишком выдающиеся произведения, но определённый интерес представляют, особенно если имеется интерес к атмосферности лавкрафтовских произведений и реалистично-жестокому фэнтезийному миру. Ещё в этом сборнике представлены несколько стихотворений, но на них и внимания заострять не стоит.

О рассказах вкратце

-3

Сборник "Конан-Варвар":

1. "Тварь в склепе" (1967):

[17 минут]

Небольшой рассказик о том, как юный Конан на пути своего следования куда-то на Юг и, спасаясь от волков в холодных погодных условиях, наткнулся на небольшую старую пещеру. Там он нашёл себе меч, но иссохшему трупу, восседающему на троне, подобное не понравилось, поэтому завязалась схватка между живым и мёртвым. Кто победил и так понятно. На этом, собственно говоря, рассказ и заканчивается.

Мне понравилось как он описан, по крайней мере я смог ощутить необходимую для подобного приключения атмосферу. В самом же начале имеются и небольшие подробности об этом мире, где есть Хаос, затонувшая Атлантида и что-то ещё, трудно так сразу включиться в происходящее. А ещё мы узнаём, что какое-то время Конан был рабом. В принципе, если и другие произведения в этом сборнике, будут также неплохо описаны, то выйдет весьма занятное чтиво.

2. "Алая цитадель" (1933):

[52 минуты]

Какая логика у последовательности рассказов в этом сборнике? Точно это не по дате написания и я не думаю, что по хронологии событий, так как между подростковыми годами и короной на голове у Конана была явно насыщенная жизнь. Сборник очень странный и не понятный. А ещё, о чём я узнал намного позже, чем нужно, предыдущий рассказ не за авторством Роберта Говарда и в книге об этом ничего не сказано. Ужас какой.

Но мне однозначно понравился описанный мир. Он жёсткий — без подробностей, конечно, но упоминание рабства, угнетения, проституции, наложниц, изнасилования, да и магия, которую мы видим как что-то зловещее (из-за того, что на происходящие события смотрим глазами обычного варвара), присутствует и отлично позиционирует этот мир. Подробностей хоть и много, и в этом трудно так с ходу разобраться, но интригует.

Сама же история про то, как короля Конана подставили и захватили. Его какой-то злой некромант заточил в башню с неимоверным количеством чудовищ, откуда он выбрался, после того как освободил заточённого там на десять лет мага, который и помог ему с побегом. А подставили короля для того, чтобы земли его отжать, но при помощи того же мага Конан быстро возвращается в свои земли и отвешивает всем люлей, где в самом конце уже маги дерутся между собой. На этом и заканчивается история. А ещё мы тут узнаём, что раньше Конан был пиратом или кем-то подобным, то есть у него насыщенная жизнь была до восседания на троне.

Но предыдущий рассказ мне понравился всё равно больше, хоть и не был написан сами автором. Там вообще какая-то неразбериха со всей этой вселенной, что можно себе мозг сломать. Посмотрим, что там дальше в этом сборнике нас ждёт.

3. "Железный дьявол" (1934):

[34 минуты]

А тут Конан уже казачий предводитель. Всё-таки обилие деталей о мире немного лишнее, так как мало чего проясняется, а скорее наоборот запутывает во время чтения и отвлекает. Сам же рассказ совсем непримечательный. Конан в порывах страсти отправляется за девушкой, которая ему понравилась, на какой-то остров. Но это нас самом деле была подстава. А ещё на этом острове какой-то возродившийся демон был, который эту девушку и забрал. Очевиден конец истории — демон повержен, неприятели также померли, а красавица отдаётся герою. Ничего интересного и занимательного.

4. "Люди из черного круга" (1934):

[1 час 49 минут]

А тут Конан уже вождь какой-то степной орды. Наверное, всё же автор какие-то параллели с реальностью проводил, а не просто придумывал названия и схожие места (Афгулистан). Да и уж слишком много схожестей на реальность в этом фэнтезийном мире. Но так или иначе обилие подробностей — названий и имён каких-то лиц — до сих пор меня путают и не дают чего-то конкретного об этом мире. Одно лишь можно сказать по конкретно этому рассказу, что он лучше предыдущих, так как расписан подробнее относительно персонажей, которые в нём фигурируют. В предыдущих произведения, не беря в расчёт первое, было так, что лишь Конан выступал в роли персонажа, а все остальные упомянутые лица были болванчиками. Поэтому здесь уже видна какая-то дельная история, хоть и не особо примечательная и интересная.

У меня с этими рассказами даже возникает такое ощущение, что я какой-то процедурал смотрю, где лишь одно действующее лицо, которое постоянно меняет собственное окружение и попадает в странные ситуации. Сама же история тут про Конана и принцессу. Сначала он её украл, потом её украли у него, а потом он перебил кучу магов и вернул её себе. Но в конце, так как она принцесса, то ей пришлось вернуться в своё королевство, а Конану досталось лишь пара поцелуйчиков. Рассказ интересен лишь моментами, как например, мне понравилась ситуация, где зловещий маг заставляет принцессу прожить тысячу жизней в качестве обычной женщины. А вот в остальном ничего примечательного.

5. "Тени Замбулы" (1935):

[40 минут]

А это забавно. Здесь перед нами Конан предстаёт не просто грубым и сильным мужланом, которому страсть в голову ударяет при виде красавицы, а тем, кто в итоге всех переиграл. По сюжету ГГ теперь не какой-то там король или вождь, а человек, который все свои деньги прокутил или проиграл, поэтому он заселяется в сомнительную таверну, которая является главным поставщиком свежего мяса для каннибалов. Но Конана съесть не удалось, после чего он натыкается на красавицу, которая поручает ему работу — убить какого-то колдуна, что варвар и делает. Но вся суть в том, что эта красавица была, вроде как, знатной особой, о чём сразу догадался Конан, поэтому он и денег взял за свою работу, и красавицу немного полапал, и колечко спёр, которое она искала, да и хозяина таверны каннибалам скормил. Вот таким вот неожиданном образом предстаёт этот персонаж в рассказе, но более ничего там интересного не было, разве что Конан свернул шею сворачивателю шей.

6. "Ведьма, которая родится" (1934):

[52 минуты]

Рассказ представляет интерес тем, что здесь чуть подробнее описывается этот фэнтезийный мир, где мы видим очень много упора на реальность, когда есть цивилизованный запад и дикий восток. По сюжету Конан тут сначала командир стражи, а в конце уже предводитель кочевников, а вся история связана с сестрой-близнецом королевы, которая является ведьмой и которая захватила владения сестры, устроив там бесконечные поборы и придворные оргии. А ещё тут есть огромная лягушка в качестве монстра.

7. "Черные слёзы" (1968):

[31 минута]

И вновь рассказ, написанный не Говардом, а Л. Спрэг де Кампом и Лин Картерс. И он является связующим звеном между двумя предыдущими рассказами, как я понимаю, так как повествует о события предыдущего, когда Конан стал вождём кочевников, а в конце его путь лежит в Замбулу. Примечательного тут совсем нет. Рассказ больше походит на типичное фэнтези, так как никаких аналогий с реальностью не привносит, разве что тут есть горгона, которая к тому же ещё и демон-вампир (всё смешали воедино). А сама история о погоне Конана за предателем, о том как от него отвернулись кочевники и о предзнаменовании, которое должен совершить герой — убить горгону и освободить призрачный город. В общем, совсем простенькое чтиво.

8. "Драгоценности Гуахаура" (1935):

[50 минут]

Это уже что-то из разряда "Скуби-Ду", то есть приключенческий детектив, только с настоящей мистикой. Конан тут уже махинации какие-то устраивает с поиском сокровищ, но получает лишь под самый конец красавицу, которую опять собирается использовать в махинациях. Сюжетно ничего интересного.

Но вот описание всей этой фэнтезийной мистики у меня почему-то проассоциировалось с Лавкрафтом. Есть там какая-то схожесть неизвестных демонических тварей не от мира сего с применением всяких ритуалов и тому подобным. Я ещё подобную ассоциацию в предыдущих произведениях заметил, но тут она как бы явно проявляется, хотя и не уверен вдохновлялся автор историями Лавкрафта или нет (а может это были и подобные авторы).

Также можно отметить, что в этом рассказе Конан проявляет себя не только со стороны грубого мужлана, но и искателя приключений по типу Индианы Джонса. Знает кучу языков и имеет стремление к наживе за сокровищами. С такими чертами он уже слишком дисбалансным персонажам представляется — сильный, выносливый, смелый, волевой, прирождённый лидер, хитрец, тактик, доблестный рыцарь, спешащий помочь любой красотке, оказавшейся в беде, и много ещё каких дополнительных характеристик ему модно приписать. Как только этот фэнтезийный мир смог такого персонажа породить и как он с ним справляется, если он рубит всех недругов направо и налево.

Сборник "Люди тьмы":

-4

9. "Проклятие моря" (1928):

[10 минут]

Ну это уже не про Конана, хоть и сама книга, говорит, что она про Конана-варвара. История тут такая: изнасиловали значит ведьму, а она прокляла насильников, и затем её проклятье сбылось. Конец. Как бы мистический рассказ, так как тут есть ведьма и корабль призрак, видимо, на морскую тематику. Ничего примечательного.

10. "Боги Бал-Сагота" (1931):

[40 минут]

Про викингов, что неожиданно, которые во время кораблекрушения оказались на странном острове, где размещался остатки народа былой цивилизации и где правила этим народам одна из женщин, ранее сюда таким же способом заброшенная, как и два главных персонажа. Но в итоге на этот остров напали краснокожие и изничтожили всё, а двое героев спаслись на корабле испанцев. Я бы сказал, что это занятное приключение с примесью какой-то тёмной мистики, но не более.

11. "Повелитель кольца" (1934):

[18 минут]

А здесь уже про современность. История о том, как жена чуть несколько раз не убила собственного мужа, а на деле оказалось, что в этом виноват её бывший ухажёр, который обладал чёрной магией и которому главные герои помешали совершить содеянное. А больше и сказать нечего по данному рассказу.

12. "Голуби ада" (1938; написан — 1934):

[33 минуты]

А вот это мне понравилось. Атмосфера таинственной мистики и чего-то ужасного передаётся отлично в купе с детективным расследованием. А сама история о доме с таинственной сущность, куда забрались парочка людей, и лишь одному из них удалось выжить. После чего вместе с шерифом они расследовали это дело, где оказалось замешано вуду и старые жильцы, которые ужасно обращались со своими рабами, один из которых и решил отомстить ужаснейшим образом. Читается достаточно прикольно, даже не заметил как и рассказ закончился.

13. "...Delenda Est" (1968):

[9 минут]

Херня какая-то. Как варвару, которые поплыл захватывать Рим, увиделся призрак Ганнибала, который уже показал варвару, кто из его команды предатель. Совсем как-то ни о чём. Лишь куча исторических имён и названий.

14. "Грохот костей" (1929):

[10 минут]

Не знаю, не могу я такие маленькие истории воспринимать. Совсем не интересно. Ночь, тёмный лес, два путника, гостиница, скелет в одной из комнат, предатель один из путников, помешанный хозяин и чародей из России в роли костей, но всё же кто-то выжил во всей этой неразберихи.

15. "Люди тьмы" (1932):

[19 минут]

Вполне неплохо. В какой-то степени даже красивая история получилась о прошлых жизнях, любви и связи фантастичного мира с миром реальным, а также искуплении грехов из прошлой жизни в настоящей. Сама история о том, как парень идёт в пещеру, чтобы убить своего соперника в любви, но он ударяется головой и ему приходит в голову отчётливый сон, где он находится в точно такой же ситуации, только теперь он — это Конан-варвар, который в порыве страсти хотел бабу себе забрать, но у неё уже был возлюбленный. Но в этой пещере были другие жители, которые просто хотели всех сожрать, поэтому они все вмести пытались от них спастись, но получилось это сделать только Конану. А теперь в реальном времени ситуация практически повторяется, но только теперь герой спасает возлюбленных от последней из оставшихся тварей, доживших до сего времени. Весьма занятно, я бы сказал, получилось.

***

Помимо прочего в эту книгу ещё входят три стихотворения — "Сын Тор", "Вознаграждение" и "Киммерия" — которые ничего из себя интересного не представляют, а также послесловие, в котором можно узнать, что автор вдохновлялся Аланом По.

***

Библиографическое описание: Говард Р. Конан-Варвар: (сборник). — Л.: "СМАРТ", 1991. — 368 с.

Дневник человека. Четыре стены и мысли