Найти тему

Можно ли избежать налоговой проверки организации, принявшей решение ликвидироваться?

Оглавление

У многих организаций, которые в ближайшее время думают о прекращении деятельности, возникает вопрос, можно ли провести ликвидацию организации[1] без налоговой проверки.

По общему правилу в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации налоговый орган может провести проверку ликвидируемой организации. Такая проверка проводится для предоставления налоговым органом справок и сведений, необходимых для ликвидации, в регистрирующий орган (части первая и вторая п. 9 Положения о ликвидации, абзац второй подп. 2.2 ст. 72 НК).

При этом в Положении о ликвидации говорится, что налоговым органом справка о наличии (отсутствии) у ликвидируемого субъекта задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам представляется в регистрирующий орган на основании:

  • имеющейся информации о деятельности юридического лица;
  • по результатам проверки, проведенной налоговым органом;
  • на основании аудиторского заключения и отчета.

Давайте разберемся с этим вопросом подробнее.

Представление деклараций по налогам при ликвидации

После принятия решения о ликвидации не следует забывать о подаче налоговых деклараций в налоговый орган.

Общий порядок представления деклараций изложен в ст. 40 НК, а для организаций, принявших решение ликвидироваться в добровольном порядке, еще и в ст. 44 НК.

В частности, в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) за истекший налоговый период и за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) включительно, если иное не установлено НК, организация должна представить декларации по налогам, в отношении которых она признается плательщиком (налоговым агентом), и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде.

Обратите внимание, при отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде декларация представляется по:

  • налогу на прибыль;
  • НДС при наличии налога, подлежащего уплате (возврату);
  • НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Когда налоговая проверка ликвидируемой организации не проводится

Налоговая проверка ликвидируемой организации не проводится (пп. 3, 4 ст. 72 НК):

  1. В отношении юридических лиц, не осуществляющих деятельность со дня государственной регистрации и после проведенной налоговыми органами проверки, по результатам которой не установлено нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.
  2. При ликвидации организации, у которой отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, предшествующих дню:
  • внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о начале процедуры ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • направления в регистрирующий орган представления (предложения) о ликвидации организации. В этом случае налоговый орган направляет в регистрирующий орган справки и сведения на основании имеющейся у него информации о деятельности такой организации.
  1. При ликвидации организации, если справка о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом может быть направлена в регистрирующий орган на основании имеющейся в налоговом органе информации о деятельности такого юридического лица.
  2. В отношении ЧУП, хозяйственного общества или крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ), если истекло 12 месяцев со дня смерти (объявления умершим) физического лица, являвшегося одновременно учредителем и руководителем этого унитарного предприятия либо являвшегося главой КФХ, созданного им одним, и наследники в установленном порядке не приняли наследство, отказались от его принятия.

В обязательном порядке организация будет проверяться налоговыми органами, если она включена в план выборочных проверок, размещенный на сайте КГК.

Вместо налоговой проверки – аудиторская

Чтобы снизить вероятность налоговой проверки, ликвидируемая организация вправе обратиться к аудитору (аудиторской организации) за независимой оценкой (абзац второй части первой п. 7 Положения о ликвидации). При этом следует учитывать, что услуги по независимой оценке оказываются на основании договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией, аудитором-ИП, который заключается до представления в установленном законодательством порядке в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (п. 3 Положения № 500[2]).

Собственник имущества ликвидируемой организации вправе привлечь аудитора (аудиторскую организацию) с целью проведения независимой оценки деятельности организации (далее – аудиторская оценка) (абзац второй части первой п. 7 Положения о ликвидации, часть первая подп. 2.8 Декрета № 1).

Отметим, что такая оценка по общему правилу заменяет проверки налоговых органов и других государственных органов (организаций), которые они проводят при ликвидации организации. Таким образом, аудиторская оценка может позволить организации провести свою ликвидацию без проверок контролирующих органов, а государственным органам – провести анализ деятельности ликвидируемого лица на основании данных аудиторской оценки, что освободит их от дополнительной работы, связанной с такой ликвидацией (часть вторая п. 9 Положения о ликвидации).

Согласно подп. 2.8 Декрета № 1 аудиторы, оказывающие услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц, при их ликвидации должны проверять правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в т. ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) у юридического лица (ИП) непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как мы видим, аудит не заменяет проверку ФСЗН, поскольку аудиторы не должны проверять правильность расчетов с ФСЗН.

Когда аудиторская проверка не поможет избежать проверки налоговых органов

Исчерпывающий перечень оснований[3], когда проверка назначается, несмотря на наличие аудиторского заключения:

  • в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения (отчета), которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
  • в аудиторском заключении (отчете) указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок[4] не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и налоговые декларации;
  • налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете (возврате) разницы между налоговыми вычетами и НДС, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 БВ.

При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера БВ на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;

  • услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-ИП, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.

[1] Порядок ликвидации субъектов хозяйствования регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Положение о ликвидации, Декрет № 1).

[2] Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридичес­ких лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности), а также требованиях к аудиторским организациям, аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающим такие услуги, утвержденное постановлением Совмина от 04.07.2017 № 500 (далее – постановление № 500).

[3] Пункт 2 постановления № 500.

[4] 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации.