Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Не пожалели штрафников

Принято считать, что в 1944 году советские командиры научились воевать и людей просто так, в бесплодных атаках не клали, а войсковые операции стали продуманными и подготовленными. У Рокоссовского, в общем-то, так и было. Вот только не все были Рокоссовскими. Были и такие как генерал Григорий Колчанов, командир 288 сд, например.

В апреле 1944 года отцы-командиры 111 стрелкового корпуса решили, что 288 сд следовало бы улучшить свое тактическое положение, для чего захватить один из укрепленных узлов немецкой обороны. Операция была небольшой, командование корпуса отдало приказ занять опорный пункт немцев силами УСИЛЕННОЙ роты.

Для атаки комдив выбрал укрепленный пункт Погостище, на который 20 апреля 1944 года и была проведена атака. В ежедневном донесении дивизии она была описана так:

«… 1014 сп вел разведку боем силами усиленного взвода 34 ОШР в р-не Погостище. Штурмующая группа проделала проход в проволочном заграждении и ворвалась в первую линию траншей пр-ка, посланная для развития и закрепления достигнутого успеха резервная группа в количестве 15 чел. была встречена сильным пулеметным и артминогнем нескольких батарей и, не достигнув штурмовой группы, была вынуждена отойти на исходное положение.
Подступы к штурмовой группе со стороны пр-ка просматриваются и контролируются нашим огнем. С наступлением темноты группа будет выведена в свое расположение…»
-2

Казалось бы, донесение как донесение. Ну да, вместо усиленной роты – почему то взвод штрафников, да и то, судя по всему не полный. Но вроде бы атака была, не совсем получилась, но штурмовую группу собираются вывести, так что вроде бы все – «на войне как на войне».

Вот только по результатам этого боя есть еще и «Описание разведки боем, проводимой взводом 34 ОШР в районе Погостище». И там картина вырисовывается совсем другая. Из этого отчета как раз и становится известно, что комдив решил, что атаковать опорный пункт немцев силами роты он не будет, в атаку пойдет взвод штрафников.

При этом с самого начала было очевидно, что:

а)выделенных сил для атаки недостаточно

б)в составленном плане атаки не было рубежа атаки и боевого порядка для атакующих

в)руководитель операции, ответственный за артобеспечение и вообще кто и как определяет выдвижение групп и их взаимодействие с артиллерией назначены не были.

В общем, раз вышестоящие командиры приказали, было решено провести что-то вроде атаки, по принципу «изобразить что-то». Видимо, отправлять людей из полков непосредственного подчинения комдив не стал, решил послать штрафников. Чего их жалеть, им все равно надо кровью искупать свои проступки.

✅Разведки переднего края немцев перед началом атаки не проводили вообще. Проходы в минных полях и двух рядах колючей проволоки перед немецкими позициями тоже не сделали.

✅От дивизии атакой никто руководить атакой не стал, спустили все на уровень полка. Командование полка на атаку тоже забило.

✅Ни наблюдательного пункта, ни сигналов связи и управления подготовлено не было. Подготовкой атакующих никто заниматься не стал.

В результате такого исключительно «полководческого» подхода штрафники двумя группами по 10 человек после начала атаки поползли к вражеским позициям, а артиллерия, выделенная им для поддержки, открыла огонь. Так как положение вражеских огневых точек было неизвестно, то хотя для поддержки атаки выделили 10 орудий, пользы от артподдержки не оказалось никакой. Немцы накрыли атакующих сначала артиллерийским и минометным огнем, а потом еще и «огнем из пехотного оружия».

Закончилось все тем, что атакующие не добрались даже до проволочных заграждений, залегли примерно в 50 метрах перед ним. Что не помешало отчитаться наверх, что проволочное заграждение преодолено и первая лини окопов взята.

Вечером 20 апреля в бой ввели резерв из 16 человек, которые тоже ничего не добились.

Утром 21 апреля командир 1014 сп дал команду штрафникам отходить. Согласно дивизионного рапорта:

«… Вышло невредимыми 12 человек, вынесено ранеными – 3 человек, 14 человек до наступления светлого времени вывести не смогли. Положение их точно не выяснено. В ночь на 22.04.1944 вывод оставшихся будет продолжаться…»
-4

Донесение дивизии путается в количестве атакующих и, как и ранее, его отлично дополняет «Описание разведки боем, проводимой взводом 34 ОШР…». Командир штрафников и далее режет «окопную правду»:

«… вышло 21 человек. 14 человек оставалось в районе достигнутого положения, судьба которых не была выяснена, так как посланная разведка 1014 сп на розыски своей задачи не выполнила, до группы не дошла…»

На этом всю историю с атакой и закрыли.

Итого: штаб корпуса приказал провести атаку. Комдив приказ саботировал или сорвал, отправив в атаку меньшие силы. На организацию атаки забили как в штабе дивизии, так и в штабе полка, в зоне ответственности которого атака проводилась. Атаковали штрафники, которых к атаке не готовили и толком не поддержали. Получается, что формально приказ из корпуса дивизия выполнила, результатов не добилась, да и не очень стремилась.

И это – май 1944 года. Это уже «Десять Сталинских Ударов». Это – уже научившиеся воевать советские командиры. И вот так хладнокровно отправленный в никуда взвод штрафников.

Генерал Григорий Колчанов
Генерал Григорий Колчанов

Ах да. У командира 288 сд, генерала Григория Колчанова, все сложилось хорошо. После 288 сд он с лета 1944 года командовал 326 сд. Через месяц после истории, описанной в этой статье, его в первый раз наградили орденом Красного знамени. А всего он был награжден «Красным знаменем» пять раз. И один раз орденом Ленина, Суворова II степени и Кутузова II степени. Молодец. Недаром ему за годы войны 11 раз выразили благодарность от Верховного главнокомандующего.

Ну а 14 штрафников, пропавших без вести… Это так. Бой местного значения. Не знаю, задумывался ли он когда-то о них.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.