Безусловно, то, что произошло после преступления первозданными людьми Божественной заповеди, не было чем-то естественным. Прямо наоборот: то, что произошло после нарушения заповеди, стало нарушением законов естества. События, которые последовали за падением, были духовными, потому что первозданные люди Адам и Ева потеряли то, что их покрывало доселе, потеряли свою первозданную одежду — Благодать Божию, Его Славу.
Преступив Божественную заповедь, первые люди оказались лишёнными Божественной славы, которая прежде, словно сияющее одеяние, была их одеждой. То есть, только что созданные люди были одеты в Славу Самого Бога. И это Божественное сияние, Божественная слава их покрывала. Как только они потеряли эту Божественную славу, так тут же почувствовали свою наготу. А почувствовав её, поспешили сшить себе опоясания из смоковных листьев для того, чтобы скрыть свою наготу и покрыть этими листьями свои тела.
Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Подумай, возлюбленный, с какой высоты и в какую глубокую пропасть низвергло их дьявольское внушение. Облечённые доселе божественной славою, они теперь сшивают листья смоковные и делают себе препоясание из этих листьев».
Представьте только, где Адам и Ева были прежде, на какой высоте находились и до чего докатились!..
Они были облечены прекраснейшим, славнейшим одеянием, в которое только возможно облечься человеку, то есть Божественною славою, а сейчас дошли до того, что шьют себе одежды из листьев смоковницы, ещё эти листья называют фиговым листом.
И ещё об одежде: вспомните, пожалуйста, о блудном сыне из евангельской притчи. Во что он был одет в своём доме, помните? Как принц он был одет, как царский сын. Он носил благороднейшую одежду, он был господином и хозяином своего дома вместе с отцом. И, однако, до чего он дошёл потом?
Вы читаете отрывок из второго тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Молодой человек погнался за мечтами. Им двигала идея о том, что там, куда он направлялся, освободившись от заботы отца, он достигнет большей славы и станет выше, чем был в отеческом доме. И каков же был результат этого? До чего довёл его дьявол? Он стал рабом. Чтобы выжить, ему пришлось пасти свиней. А в ту эпоху пасти свиней — это было самым низким родом занятий из всех возможных. И вместо царской одежды, в которую он был одет в своём доме, он носил теперь лохмотья, тряпки какие-то рваные и грязные. Вместо того, чтобы быть сытым и питаться вкусной едой, он мучился от голода. Он пребывал в стыде и в унижении. Вот какова «выгода» дьявольского внушения, дорогие братья и сёстры.
Поэтому, когда отец евангельского блудного сына увидел его издалека, то первое приказание, которое он дал своим слугам, было таким: «Облачите его в прежнюю одежду» (См.Лк.15, 11-32). То есть, снимите с него те тряпки, те свинские лохмотья, в которые он одет, и оденьте его, как подобает, как он был одет прежде, когда жил со мной в моём и своём доме.
«Я не могу видеть, — говорил отец блудного сына, — своего ребёнка в этих жалких и грязных лохмотьях». Вот, дорогие братья и сёстры, до чего доводит человека дьявол. То же самое он сделал и с первозданными людьми. Прежде они были одеты в Божественную славу, а он довёл их до такого унижения, что они стали одеваться в листья смоковницы.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить.
Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу