Найти тему
Книжный имаджинариум

Провидческая сказка XX века от скандального русского ученого и писателя

Оглавление

В русской истории Серебряного века на самом заметном месте расположилась чета Мережковских - Гиппиус, принимавшая непосредственное участие в развитии русского символизма. О брате Дмитрия Мережковского, Константине, известно куда меньше.

Русский писатель и поэт Дмитрий Мережковский с женой - поэтессой Зинаидой Гиппиус
Русский писатель и поэт Дмитрий Мережковский с женой - поэтессой Зинаидой Гиппиус

Причины этого забвения связаны со скандальным характером жизни писателя и талантливого ученого. В его прозе можно отыскать предсказания последующих экспериментов над людьми в XX веке.

Творческая жизнь Константина Мережковского

Константин Мережковский родился в 1855 году и являлся старшим братом прославленного писателя – символиста Дмитрия.

Русский биолог, философ, писатель Константин Мережковский (1855-1921)
Русский биолог, философ, писатель Константин Мережковский (1855-1921)

Выбрав с юных лет профессию биолога, он до своей трагической смерти совершенствовал собственные недюжинные способности в данной области науки. Его считали одним из основателей теории симбиогенеза, объясняющей механизм возникновения органелл внутри животных организмов и растений.

Долгое время Константин Мережковский работал ординарным профессором по кафедре ботаники Казанского университета. В 1914 году, в результате опубликованной скандальной статьи в газете «Голос Москвы», обвинившей Константина Мережковского в совращении малолетних девочек, последний вынужден был бежать во Францию.

За рубежом он написал сказочную утопию «Рай земной» и итоговый труд жизни – «Схему новой философии Вселенной».

В связи с нехваткой денег для проживания за границей состояние здоровья Константина Мережковского резко ухудшилось. В 1921 году он покончил с собой в женевском гостиничном номере, закачав себе под маску удушающий газ.

В записке, оставленной после себя, Константин Мережковский написал:

«Слишком стар, чтобы работать, и слишком болен, чтобы жить».

«Рай земной»

Данное произведение было написано Константином Мережковским в Берлине в 1903 году. Предшественниками утопических сюжетов писателя были Платон с трактатом «О государстве», Фрэнсис Бэкон и его «Новая Атлантида», Томмазо Кампанелла и «Город Солнца».

Однако именно Константин Мережковский сумел в своем повествовании наиболее точно предсказать невообразимые ужасы и страдания, которые совсем скоро придут в Европу.

  • В центре сказки (как определил жанр произведения сам Константин Мережковский) автор поместил повествователя, человека конца XIX века, попадающего на тропический остров рядом с Таити в результате кораблекрушения. После того, как рассказчик пришел в себя, он обнаружил вокруг себя юношей и девушек, одеяниями которых служили только набедренные повязки.
Тропический остров "Рая земного"
Тропический остров "Рая земного"
  • Тела юношей напоминали автору греческих атлетов, а девушки казались необыкновенно грациозными и миловидными. Рост жителей острова не превышал среднего роста современных детей.
  • Как позже выяснилось, во главе колоний юных дикарей стоял мудрый наставник по имени Эзрар. Он принадлежал к старому роду людей, был высокого роста, со смуглым лицом восточного типа и длинной пушистой бородой. Являясь наставником красиво сложенной молодежи, он вместе с другими немногочисленными представителями былого человечества образовали отдельную колонию, жившую среди юных обитателей в роли «обожествленных» водителей племени.
  • Образовав отдельный род, дикари или «друзья», как они себя называли, несмотря на внешнюю красоту и молодость, доживали только до 40 лет и менее.
-4
  • При этом для производства здорового потомства среди данной группы мудрыми наставниками производилась научная селекция, в результате которой последующим поколениям «друзей» передавались только отборные физические и психические качества.
  • Здесь Константин Мережковский руководствовался своими гениальными догадками на эволюцию живых существ и, в частности, на эволюционное значение неотении, или способности организмов размножаться уже на ранней стадии индивидуального развития.

Пока «друзья» наслаждались сладкой жизнью среди благоухающих тропических кущ под руководством мудрых покровителей, производство необходимых жизненных благ, а также выполнение всей «грязной» работы по обустройству жизнедеятельности первых двух родов людей осуществляют рабы. Они представляют собой расу уродливых, но добродушных исполинов, напоминающих по виду домашнюю скотину.

  • Для выведения данной расы их родоначальниками были выбраны представители африканских племен.
  • Таким образом, на острове существовали три касты, не смешивающиеся друг с другом.
  • Для обретения счастья и душевного спокойствия юные дикари получали лишь минимальные знания от своих наставников, проводя жизнь среди развлечений. Всю заботу и ответственность о «детях взяли на себя благородные наставники.

В данном месте Константин Мережковский буквально следует за «Легендой о Великом инквизиторе» Федора Достоевского. В ней Иван Карамазов рассказывает брату Алексею о высокой цене свободы, которую люди отказались платить, пойдя за Иисусом Христом, ради постыдного прозябания в рабстве, но в мнимом довольстве, под властью коварного испанского инквизитора.

Константин Мережковский и Парагвайское государство иезуитов

Константин Мережковский при написании утопической сказки неявно цитирует историю о Парагвайском государстве, учрежденном орденом иезуитов в 1610 году, как оказалось, сроком на 150 лет.

Прибыв в Парагвай, иезуиты сумели подчинить себе многочисленное местное племя индейцев гуарани. Причем произошло это не военным способом, а с помощью музыки и пения.

Прибытие иезуитов в Парагвай
Прибытие иезуитов в Парагвай
  • Ловко заменив индейские божества культом Пресвятой Девы Марии, священнослужители полностью регламентировали жизнь аборигенов, окрасив ее церковными службами и системой символических ритуалов.
  • Работая в поле ради иезуитов четыре дня в неделю, индейцы создавали баснословные богатства для данного ордена. Проживая отдельно от своих покровителей, гуарани могли их видеть только в золотых облачениях, сопровождаемых ароматами ладана и мирры.
  • В сказке Константина Мережковского члены общества экспериментаторов, из среды которого вышли впоследствии мудрые наставники, выкупили у Латинского Союза (бывшего Европейского Союза) государство Конго и стали проводить в нем генетические опыты по выращиванию новой расы людей (которые стали «друзьями» тропического острова).

Любопытно отметить, что в это время в Европе в англосаксонских странах, а затем в нацисткой Германии начинали осуществляться аналогичные эксперименты для производства представителей «нордической» расы.

Константин Мережковский описал относительно мирный сценарий сотрудничества науки и власти. В действительности, расовые опыты привели одну часть человечества к планомерному уничтожению как неполноценных или затухающих, с точки зрения жизненного потенциала, народов, с точки зрения другой части человечества.

Предупреждения Константина Мережковского

Сталкиваясь с множеством современных проектов по улучшению человеческих способностей ментальной или физической области, необходимо помнить о печальных уроках XX века.

Насколько каждому из живущих ныне людей пригодится статус испытуемого, хотя бы под руководством мудрых ученых, вооруженных самыми совершенными средствами индивидуального контроля над человеческой личностью?

Где та граница, отделяющая зону свободного эксперимента научной мысли от насильственного опыта построения «совершенной расы людей» под началом мудрого всезнающего вождя?

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!

Наука
7 млн интересуются