Найти в Дзене
Moustank

Залез в повоевавший 2-орудийный полукапонир линии Сталина

Так называемую линию Сталина – грандиозную сеть оборонительных сооружений вдоль западных границ СССР (с Польшей, Румынией, государствами Прибалтики) – возводили с 1928 по 1939 годы.

-2

Но сегодня от тысяч ДОТов, командно-наблюдательных пунктов и прочих противотанковых огневых точек на огромном пространстве от Черного моря до Карельского перешейка остались, в основном, пустые бетонные коробки да воспоминания. Лишь отдельные энтузиасты с разным успехом пытаются сохранить хотя бы осколки исторической советской фортификации. Например, в России активную работу ведут на небольшом участке Карельского укрепленного района под Питером – в Сестрорецке.

Расположение современного музейного комплекса «Линия Сталина» показано желтой точкой. Город в правом нижнем углу карты - Минск.
Расположение современного музейного комплекса «Линия Сталина» показано желтой точкой. Город в правом нижнем углу карты - Минск.

Однако куда больше удалось сделать братьям-славянам из Беларуси. На месте бывшего ротного района обороны «С» Минского укрепрайона (УР) создали целый музейный комплекс с говорящим названием «Линия Сталина». О местных артефактах со временем поговорим еще не раз. А пока сосредоточимся на важнейшем экспонате – артиллерийском полукапонире (АПК) №134, одном из 16 подобных сооружений Минского УРа.

-4

АПК №134 построили в 1932 году. Толщина железобетонных стен и потолков варьируется от 1,1 до 1,5 метра – в теории такая защита должна была выдержать попадание фугасного или бетонобойного пушечного снаряда калибра 152 мм или гаубичного 203 мм.

-5

Кстати, вопреки мифу о бесполезности линии Сталина в Великой Отечественной войне, определенную положительную роль укрепления все же сыграли. Так, серьезные бои в полосе Минского УРа продолжались с 25 по 28 июня 1941 года – четыре дня потерял здесь вермахт. В память о том подвиге на «теле» полукапонира остались незаживающие шрамы от огня немецкой артиллерии и танков.

АПК №134 грамотно применен к местности, что в комбинации с камуфляжем и маскировочными сетями обеспечивало малую заметность сооружения. Даже сейчас – в ухоженном музейно-парковом антураже – опознать полукапонир издалека сложно, особенно сбоку и с тыла. К слову, в 1941 году асфальта близ сооружения не было – в лучшем случае мимо шла типичная сельская грунтовка.

-7

Обратите внимание на опущенные в горизонтальное положение броневые заслонки. По умолчанию они закрывали амбразуры, открываясь дистанционно из боевых казематов (тросы уходят к лебедкам) только в момент стрельбы. Рыжий котик – местный житель: заметив меня, деловито направился внутрь объекта. Последуем и мы за хвостатым «экскурсоводом».

-8

Вход напоминает спуск в добротный деревенский погреб. Внизу – так называемый артиллерийский дворик.

-9

Это помещение использовали по обстановке – и для караульной службы, и как убежище для пехоты полевого заполнения, и даже как склад шанцевого инструмента, дополнительного боекомплекта и снаряжения. На стене – патриотичная выдержка из речи Сталина: подобные надписи регулярно встречаются в ДОТах линии имени вождя народов.

-10

Вход непосредственно в полукапонир закрывает противоштурмовая решетка на замках. Несанкционированному проникновению также препятствует огонь из амбразуры.

-11

И даже если враг прорвется через этот первый рубеж, слева по узкому коридору неприятеля встретят еще одна амбразура и прочная защитная дверь в сооружение.

-12

Попадаем в тамбур первого боевого каземата. Здесь располагались два (из семи) бойца расчета орудия.

-13

АПК №134 изначально был оснащен парой 76,2-мм пушек образца 1902 года на капонирных лафетах образца 1932 года Путиловского завода. Для пяти человек внутри каземата очень тесно. Боец справа с ручным пулеметом ДП-27 держит амбразуру при входе в сооружение. Товарищ слева принимает команды по переговорной трубе. Под потолком с противоосколочным подбоем видны червячные лебедки привода бронещитка амразуры.

Лаз из тамбура напротив каземата ведет в первый отсек жизнеобеспечения.

-15

16 цилиндрических баков в четырех колоннах вдоль стены – воздушные фильтры, призванные уберечь гарнизон полукапонира от поражения химическим оружием. В этом же помещении могли хранить питьевую воду, питание, топливо. А при необходимости и обороняли вход огнем через амбразуру, что на фото прикрыта бронекрышкой.

-16

Второй отсек жизнеобеспечения, он же – машинный или агрегатный. Здесь размещены бензогенератор, обеспечивающий сооружение электроэнергией, и калорифер для обогрева помещений.

Ползем дальше и попадаем в мозг артиллерийского полукапонира – отсек (так и хочется сказать – нору, уж очень мало места) коменданта. Это самое скромное помещение в сооружении. И вместе с тем самое важное. По телефону (размещался на столике) и радиостанции (в музейный АПК поставили более современный образец) командир мог связаться с соседними узлами обороны, по переговорным трубам – дать указания расчетам орудий (говорят, получалось не очень). А для контроля окружающей обстановки использовался перископ с десятикратным увеличением.

Вот такую картину комендант наблюдал в окуляре прибора.

-19

При этом именно торчащий из крыши перископ (стальной коробки с крышкой в 1941 году, конечно, не было – это современная защита от непогоды и вандалов) – самое уязвимое место подобных полукапониров в ближнем бою. Если штурмовым группам противника удавалось устранить полевое заполнение и забраться на сооружение, оптика уничтожалась взрывом, а затем в шахту заливалась горючая смесь, летели гранаты. Гарнизон, как правило, погибал. К слову, подобным образом вермахт брал и форты французской линии Мажино, у которых наблюдательные колпаки тоже оказались слабым звеном.

-20

Возвращаемся внутрь – в тамбур второго боевого каземата. Здесь виден один из стеллажей для размещения боекомплекта – по 300 снарядов на орудие. По большей части – осколочно-фугасных. К встрече с танками не готовились.

-21

Подавали снаряды к пушке через отверстие в закрытой двери.

-22

Под порогом виден наклонный лоток, по которому гильзы скатывались в сборный колодец, чтобы не мешаться под ногами крепостного расчета. Сейчас туристы бросают в подпол деньги.

-23

В этом каземате можно поближе познакомиться с бытом артиллеристов предвоенного периода. Примериться к месту наводчика, например.

-24

Поглядеть в триплекс смотрового прибора.

-25

Поворчать, что во втором каземате отсутствует сферическая маска-обтюратор орудия. Да и сама пушка неоригинальная – музейщики поставили в полукапонир вольную доработку куда более поздней модели ЗИС-3.

-26

Впрочем, подобные допущения пусть и мозолят глаза специалисту, но музейного качества и боевой славы артиллерийского полукапонира №134 вовсе не умаляют. Тем более, даже в таком состоянии подобных объектов фортификации и в России, и в сопредельных государствах бывшего СССР остались единицы.

-27

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.