Найти в Дзене
Будни психолога

Как ВУЗЫ (да и ССУЗы) могут/должны заниматься профориентацией?

Сразу скажу – это только мое мнение и на истину я не претендую.

Начну с того, что вы (школьники и их родители) нужны вузу и вуз нужен вам. Это симбиоз. И случаться он должен чем раньше, тем лучше.

Давайте с похвалы. Учебные заведения делают многое:

- проводят дни открытых дверей (даже онлайн и у некоторых получается очень интересно);

- выходят с мастер-классами и просто с информацией в школы;

- проводят дни профориентации, олимпиады и конкурсы, организуют подготовительные курсы, школы абитуриентов и пр.;

- при крупных университетах даже открываются центры дополнительного образования для школьников (например, дом научной коллаборации в САМГТУ).

Но в профориентационной работе ВУЗов есть свои «боли». Что на мой взгляд стоит сделать?

В каждом профессиональном учебном заведении должен быть единый центр профориентации и развития компетенций. Пока в ВУЗах чаще всего каждым направлением профориентационной работы занимаются разные службы. Конечно из-за такой разрозненности страдает качество. К работе преподавателей в таких центрах нужно привлекать всех заинтересованных лиц – студентов, выпускников, сторонних специалистов по профориентации, коучей и т.д. В идеале – работодателей (но это конечно из разряда «мечты».)

Создание такого единого центра позволит развивать систему непрерывной профориентации, когда подросток уже с 7-8 класса тесно взаимодействует с учебным заведением. Это будет выгодно всем. Школьник сможет полностью погрузиться в интересную ему сферу (а значит углубленно изучать профильные предметы, развивать целевые компетенции), а ВУЗ – акцентировать внимание на действительно одаренных школьниках (не просто оценить их успешность по баллам ЕГЭ, а провести комплексную оценку: его личностные качества, способности, мотивация, как проходит его развитие).