В старом мультфильме от Warner повторяется сюжет, когда, преследуя неуловимую птичку Дорожного Бегуна, Вайл И. Койот на несколько мгновений зависает в воздухе, даже немного набирая высоту, прежде чем рухнуть на землю.
В 2007 году такую аналогию по отношению к судьбе доллара применил экономист Пол Кругман в заметке для The New York Times. Желание Саудовской Аравии вкладывать в евро, он оценил как сигнал к "падению со скалы" доллара в качестве мировой резервной валюты. Якобы большинство американских финансистов не осознавали этого.
Кругман ошибся. За 15 лет доля доллара в резервах мировых ЦБ действительно снизилась с 65% до 59%, однако он все еще остается главной валютой мира. Эффект Койота не сработал, так как резкого обвала не случилось.
Тем не менее, запоминающуюся метафору теперь можно встретить на страницах бизнес-изданий. Чаще всего ее упоминают в отношении хороших показателей роста ВВП и низкой безработицы, которые предшествуют резкому спаду в экономике.
Недавно я наткнулся на упоминание эффекта у Бенедикта Эванса, партнера венчурной компании Andreessen Horowitz. Он применяет его к истории BlackBerry. Производитель культовых телефонов после презентации первого IPhone в 2007 году увеличил продажи в 6 раз в течение четырех лет, однако долгосрочно бизнес-модель была приговорена. "Вы уже пересекли край скалы, но пока не падаете и даже растете. Вроде бы все в порядке. Но когда начинаешь падать, уже слишком поздно что-либо предпринимать."
Эффект Койота хорошо виден задним числом. Но, если подумать, какие отрасли сегодня зависли над обрывом, пропустив революцию? Традиционные банки, медиакомпании, автопроизводители?
Каждый день мы обозреваем самые главные новости из мира финансов, говорим о фондовом рынке, рынке криптовалют и других вещах связанных с финансами, подпишись!