Найти тему

Как "вылепить" указательный жест при алалии и аутизме

После того, как ребенок начинает осознанно произносить первые звуки речи, механическая помощь отходит на второй план. Это не значит, что артикуляторная работа закончена. Она будет продолжаться еще года два как минимум.

Этому есть свои причины:

  • стойкость оральной апраксии (неумение управлять органами артикуляции)
  • отсутствие тренированности мышц органов речи
  • слабая переключаемость с одного движения языка на другое
  • длительный поиск нужной артикуляции
  • значительное нарушение фонематического слуха (не слышит различие между похожими звуками речи)
  • недостаточное произвольное внимание, от которого зависит не только построение длинных предложений, но и произносительная часть.

О длительности работы над постановкой звуков при тяжелых нарушения речи на канале есть отдельная статья.

На фото начальный этап механического вызывания звуков у девочки со сложной сенсомоторной алалией. Не удивляйтесь букве "Р". Это не я решила вдруг ставить сложный звук неговорящему ребёнку. Иногда бывает, что он сам проявляет особый интерес к какому-то звуку и пытается его произнести. В случае с этой девочкой звук "Р" появился не просто так. Её любимой темой вдруг стали рыбы. Как тут не заинтересоваться такой важной в этом слове буквой! Безусловно, нужно подкреплять интерес ребенка и включать в работу пусть даже незапланированный пока звук!

Первый этап работы по вызыванию звуков - требуется механическая помощь
Первый этап работы по вызыванию звуков - требуется механическая помощь

С момента запоминания первых нескольких букв и закрепления в речи 10-15 произвольных (осознанных) звуков, красной нитью через все занятия проходит формирование номинативного (предметного) словаря.

Начинаем с работы с реальными предметами. Когда ребенок начнет выполнять отдельные команды, например, брать по просьбе мамы предметы одежды, можно переходить к картинкам. Используем для накопления предметного словаря деревянные рамки и всевозможные пазлы. Все должно работать на нашу главную на данном этапе цель!

На видео девочка с удовольствием повторяет слова из интересной для неё темы "Рыбы"👇

С появлением слов нужно пристальное внимание уделить указательному жесту. Его отсутствие - это признак того, что предметный словарь пока не закрепляется. До этапа "ДА" - "НЕТ" ещё далеко. Однако чисто механически мы начинаем учить ребенка использовать указательный жест.

Тут работает тот же механизм, что и при искусственном вызывании звуков с помощью рук логопеда. Оказывая механическое воздействие, мы усиливаем сигналы, поступающие в кору головного мозга, т.е. даём больше информации для аналитической деятельности коры. Это позволяет ускорить создание новых нейронных связей.

Как же "вылепить" указательный жест?

Берём кисть ребенка в свою руку, загибаем в его кулачок все пальчики кроме указательного, удерживаем в таком виде и направляем жест на нужный предмет. При этом отчетливо произносим: "Покажи!" Важный момент - сначала называем предмет (в именительном падеже!), который нужно показать, потом даём команду "покажи".

И так из занятия в занятие, пока рука ребенка не дрогнет при слове "покажи" и не начнет подниматься в направлении предмета.

Несмотря на то, что четкое значение слов еще не сформировалось, жест продолжаем связывать с командой "покажи". Когда "подтянется" предметный словарь, жест уже будет "готов к употреблению."

Как считают психологи, работающие с детьми с сенсомоторной алалией и аутистическим спектром, лучше иметь механический навык, чем не иметь никакого! Когда психологически и интеллектуально ребёнок дорастет до этого навыка, жест органично войдет в употребление. И время не будет упущено.

Вот он, чёткий указательный жест!
Вот он, чёткий указательный жест!

Нелегко закрепить новое слово в активном словаре ребёнка. Приходится разыгрывать множество ситуаций.

Например, вводим слово "кролик" с помощью игр:

  • кормим кролика;
  • поим кролика;
  • укладываем спать;
  • прыгаем с кроликом.

Ранний возраст ребёнка (до 4 лет) позволяет запустить игровую деятельность, тогда развитие речи пойдёт естественнее.

На представленном видео удалось зафиксировать первые попытки девочки включиться в игру. Заметны положительные эмоции ребёнка и правильное действие с игровыми предметами.

Девочка кормит КРОЛИКА морковкой👇

Игра помогает подключить эмоциональную память, которая запускает актуализацию словаря в нужном качестве.

Активное формирование предметного словаря сочетается с началом игровой деятельности и появившимся указательным жестом.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц