"Россия могла бы продавать в ЕС огромные объемы газа по высокой цене, если бы хотела... Мне кажется, что это часть политической игры. Особенно если учесть, что Газпром отказался бронировать на январь дополнительные мощности на поставку газа в ЕС через Украину".
Так любят говаривать многочисленные эксперты из заграничных СМИ, в данном случае это слова очередного псевдо-эксперта по энергетическим вопросам Штефана Майстера в интервью Youtube-каналу "DW новости".
Но, на их беду, Газпром в данном случае пытается убить сразу двух зайцев одним выстрелом - выполнить функции политического инструмента Кремля и крепко набить свои карманы и бюджет Российской Федерации за счет "западных партнеров". Разыгрывается отличная комбинация большой геополитической и геоэкономической игры.
Но обо всем по порядку. И да - сразу опустим политическую часть процесса. По ней, вроде бы, и так всё очевидно и понятно. Разберем экономику и финансы.
Немного матчасти по газовому рынку Европы
Ни для кого не секрет, что Газпром и Россия всегда продвигали в Европе "гронингенскую" долгосрочную модель газового контракта. Она изначально зародилась в Европе в середине 20 века в Нидерландах (Голландии), когда потребовалось осваивать крупнейшее в Европе уникальное месторождение "Гронинген" (отсюда, кстати, и пошло известное экономическое явление - "голландская болезнь" экономики, которая сейчас свирепствует и в России, но на этом я остановлюсь в одной из будущих статей).
Старая модель - долгосрочный контракт
Суть долгосрочного контракта состоит в том, что между производителем и покупателями газа заключается длинный контракт на 5-20 лет, по которому покупатели обязаны выкупать оговоренную часть законтрактованного газа или платить за него без поставки (опция "бери или плати").
При этом цена на газ в этих контрактах является рыночной - привязанной к нефтяной корзине (индексу основных продуктов нефтепереработки, которыми можно заменить природный газ для выработки аналогичного количества энергии) по определенной формуле, которая "оттягивает" на 6-9 месяцев изменения цен на рынке газа после изменения цен на рынке нефти (благодаря этому временному лагу потребители, в теории, могут подготовиться и перестроить свой энергобаланс, сгладить колебания цен).
Подобная модель долгосрочного газового контракта действовала в Европе на протяжении нескольких десятков лет. Она успела закрепиться и во взаимоотношениях европейских потребителей и Газпрома (как монополиста в поставках трубного газа из России).
Но вот пришли новые времена, и европейцы в условиях нарастающего энергодефицита и нарастающей зависимости от недружественной России по газовым поставкам решили спутать карты Газпрому и продавить у себя через колено рыночную англо-американскую модель газового рынка.
Новая модель - рыночное ценообразование
Все в теории звучит красиво. При внедрении этой системы Европа должна избавиться от длительных обязательств с Россией и за счет своего статуса "премиального рынка" (как им казалось) вкупе с динамичным развитием мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ / LNG) сможет превратиться в "рынок покупателя" и выкручивать руки России и другим поставщикам энергоресурсов.
При этом ЕС внедрил и "допиливает" так называемый "третий энергопакет", который должен избавить страны блока от монополизации поставок газа со стороны внешних и внутренних игроков. Очевидно, что главная цель атак со стороны сего "энергопакета" - российский Газпром.
Параллельно с этим активно идет процесс насаждения "зеленой энергетики" (ВИЭ) у себя и в мире. Это должно, в теории, окончательно избавить Европу не только от зависимости по газу (сейчас в Европе 90% импортного газа, и порядка 35% непосредственно по линии Газпрома), но и от зависимости по нефти и углю (большинство этих энергоресурсов Европа также импортирует, ибо варварски истощила за прошлые годы свои собственные природные "кладовые"). Но о ВИЭ мы поговорим когда-нибудь потом...
Что в итоге
Стратегия властей ЕС, связанная с переходом на рыночное ценообразование на газовом рынке, оказалась очень и очень рискованной. Ведь перенимать американский опыт демонополизации (исключительно биржевое ценообразование на рынке и исключительно раздельное существование производителей, транзитеров и потребителей газа) в условиях Европы - опрометчивое решение.
Есть концептуальное отличие Европы и США: Европа является сейчас глубоко энергодефицитным регионом, в то время как США - энергетическая сверхдержава (которую, впрочем, Россия готовится сбросить с пьедестала и постоянно работает над этим). США имеют перепроизводство газа и других энергоресурсов на своей территории и сейчас, по сути, совершенно не зависят от внешних поставщиков - у них энергетическое "изобилие" и очень низкие цены на все энергоносители. В Европе же диаметрально противоположная ситуация, и копировать американский опыт для них - смерти подобно!
И на этом поле для наимудрейшего российского руководства и Газпрома грех не обыграть никчёмных европейских стратегов. Всё равно что конфетку у ребенка отнять! Что и было сделано.
Новая финансовая стратегия Газпрома
До зимы 2020-21 годов для Газпрома в принципе не существовало вопроса, увеличивать ли поставки в Европу или придержать их. Газпром всегда был рад выдать на-гора дополнительные объемы экспортного газа для Европы, ежели они имелись. И там к этому все давно привыкли. Ведь тогда российский газовый монополист ещё не обладал инструментом для манипуляции европейским рынком газа...
Но все решилось в марте 2020, когда польская энергетическая компания PGNiG объявила о победе над Газпромом в многолетнем арбитражном споре о ценах на газ в Стокгольмском арбитраже и отсудила у него $1,5 млрд. И Газпром заплатил, сильно не возражая, что ему обычно не свойственно... И заодно, сославшись на вердикт высокого суда, приступил к переписыванию условий всех заключенных в Европе контрактов по новым лекалам.
А новые лекалы, за которые Газпром наказали штрафом - внедрение в долгосрочные контракты спотовой опции, чтобы они в большей мере (в идеале - полностью) зависели от спотовых котировок на газ.
Мало кто тогда возражал, ибо в те незапамятные времена рыночные (спотовые) цены на газ на европейских хабах колебались на неслыханно низких уровнях - на уровне $60-70 за 1000 кубов (дешевле цен на внутреннем российском рынке и ниже уровня себестоимости экспорта газа в Европу). При этом по длинным контрактам, привязанным к нефти, цена в Европе была в районе $150-200, что делало их глубоко убыточными для потребителей, но выгодными для Газпрома. Для потребителей гораздо дешевле было купить газ на бирже по спотовым ценам!
Причем такая ситуация, в целом, держалась на протяжении уже нескольких лет - спот в среднем по году был на уровне или дешевле долгосрочных контрактов. И почему бы в такой ситуации не внести вожделенный для европейцев спот в формулу долгосрочных контрактов?
И внесли. Согласно заявлению главы "Газпром экспорта" Елены Бурмистровой (уже от осени 2021 года), 87% формируемой контрактной цены для европейских потребителей зависит от биржевой стоимости голубого топлива. Биржевая доля рассчитывается по средней цене, которая установилась в прошедшие девять месяцев.
Собственно, всё. Ловушка захлопнулась! Раньше у Газпрома не существовало мотивации не продавать излишки газа на споте - они никак не влияли на стоимость газа по долгосрочным контрактам, которые были привязаны только к нефтепродуктам. А учитывая, что спотовые поставки у Газпрома были не более 10-20% от общих поставок и в лучшие-то годы (а продавались они зачастую дешевле долгосрочных), то это была просто мелочь "для поддержания штанов". Если есть возможность - почему бы не продать в Европу, и чем больше, тем лучше.
А что теперь?
Теперь спотовые котировки заложены в формулу формирования цены по долгосрочным контрактам, как нам известно из слов главы "Газпром экспорта".
Это отражается и в цифрах: в начале 2021 года Газпром ожидал среднегодовой цены в $170, в 1 квартале уже $200, потом $270... и уже по итогам первых 3 кварталов - порядка $300. И по только что завершенному 4 кварталу 2021 года эксперты оценивают возможную среднюю цену за квартал - в $550 за тысячу кубов!
При этом объем поставок газа по долгосрочным контрактам в Европу (а в 2021 году были только они) - более 185 млрд кубов, что на 5% больше, чем годом ранее. Хотя, это и не исторический рекорд, но, возможно, рекорд по долгосрочным поставкам.
И совершенно точно рекорд - по прибыли и налоговым выплатам в российский бюджет!
Почему же Газпрому невыгодно увеличивать поставки через спот?
Еще немного пояснений.
Несмотря на то, что спотовые цены сейчас входят в формулу расчета цены в долгосрочных контрактах Газпрома, итоговые цены на газ (как отмечено абзацем выше) гораздо ниже, чем рыночные котировки.
Это связано с тем, что в длинных контрактах всё так же заложен временной лаг, как он заложен и по нефти (в части контрактов заложены иные вариации). Потому из квартала в квартал, по мере роста спотовых цен, растут и контрактные цены.
Иначе говоря, Газпром свое еще возьмет, но позже - уже весной. Плюс зачтется и рост цен на нефть, которая сейчас стоит дороже, чем она стоила в первой половине года.
Ну и, о чем обычно не говорят - Газпрому выгодно удержание цен на высоком уровне долгое время. Чтобы спотовые цены закрепились в контрактной цене! В итоге может случиться ситуация, что контрактные цены по весне и летом будут не ниже (а может и выше), чем спотовые цены в тот же период. Всё же летом обычно случается падение спроса на газ и падение рыночных цен, но контрактные цены всё так же будут опираться на ретроспективу котировок за прошедшие месяцы.
Возникает вопрос.
Раз уж спрос на газ в Европе такой высокий, то почему Газпром не поставит хоть немного газа по совсем уж фантастической цене и не заработает дополнительно?
Ответ.
Всё просто. Нет в Европе такого спроса, чтобы оправдать столь "конскую" цену на газ!
Это происки спекулянтов - процесс перераспределения доходов от домохозяйств и реального сектора экономики в пользу финансового сектора и тех самых биржевых спекулянтов. Иначе говоря, за сверхприбыли от спекуляций на рынке "продвинутых" финансистов заплатят обычные немецкие "бюргеры" в виде повышенных тарифов на энергию, промышленники через повышение издержек на производство, государства через рост госдолга для покрытия субсидий для "бюргеров".
Ну и, разумеется, свою копеечку с этих спекуляции так или иначе получит Газпром и российский бюджет! Хотя подыгрывать спекулянтам совсем не в их интересах.
Чтобы убедиться, что столь высокие спотовые цены (до $2200 за тысячу кубов газа на споте TTF в пиках) это лишь воплощение страха и жадности биржевых спекулянтов, достаточно оценить вышеприведенный график в эпизодах 1,2 и 3 (отмечены красными стрелками).
Что приводило к таким падениям и росту?
Первые два эпизода - это всего лишь реакции на заявления президента России Путина о наличии возможностей и желания допоставить недостающий в зимний период газ европейским потребителям (что оказалось блефом, после чего цена поднялась снова, еще выше, чем была).
3-е падение - появление информации о том, что ввиду колоссальных цен на газ в Европе несколько танкеров-газовозов изменили маршрут и повернули в Европу вместо выполнения азиатских заявок (для СПГ-производителей азиатский и южно-американский рынок считаются премиальными, более выгодными, чем европейский - там обычно цены на газ выше, но не в этот раз...).
Эпизод 4 - это уровень средних цен за последние годы по долгосрочным контрактам Газпрома - $150-250 за тысячу кубов газа. Отсюда можно видеть, насколько сильно отличается нынешний год от любого предыдущего :-).
И всё же, почему?
Наконец, вернемся к заявлению эксперта DW Штефана Майстера, которое я процитировал в начале статьи.
Учитывая, как в мгновении ока цены на газ обрушиваются на простых заявлениях представителей Газпрома и Путина с обещаниями дополнительных поставок в Европу, то представьте, где может оказаться спотовая цена, если Газпром таки начнет масштабные распродажи на споте? Полагаю, тогда мы увидели бы все те же привычные 200-300 или может быть 400 долларов за тысячу кубов.
И опять бы комфорт европейских "бюргеров" и конкурентоспособность европейской экономики пришлось бы нам тянуть на своем горбу. Слава богу, Путин - отличный шахматист, и его не проведешь таким дешевым трюком.
"Россия могла бы продавать в ЕС огромные объемы газа по высокой цене, если бы хотела", говорит эксперт. Хочется ему сказать (если он далек от финансовых рынков, спекуляций и действительно не понимает правила игры), что не могла бы. Ибо высокую цену на газ как "корова бы слизала языком", даже если бы Газпром только намекнул о начале увеличения поставок!
"Огромные объемы" - это смешно, право... Вы же имеете дело со спекулянтами, они же только того и ждут, чтобы "вдавить цену в пол". Что за эксперты народились.... Рынок так рынок, игра так игра, раз уж начали... С какой радости Газпрому начинать мизерные поставки на спот, чтобы собственноручно обвалить цену не только на эти поставки, но и на 185 млрд кубов в год поставок по долгосрочным контрактам?
Думаю, не дождутся. Игры кончились, теперь с нашими "западными партнерами" пошел разговор серьезный!
-----
Если у вас есть вопросы и замечания - милости прошу в комментарии!
-----
Что еще у меня можно почитать по этой тематике:
Почему топливо на заправках дорожает, даже когда нефть дешевеет?
Какая цена на нефть выгодна для России? Разберем стратегию Кремля
В России нефть для экспорта закончится в 2035 году. Что делать?
Нефтяная социалка. Норвегия vs Россия
Подписывайтесь на блог "Пещерного лоялиста"!
-----